Инновации — ветер, несущий перемены
— Мы уже относим форум «Интерра» к традиционным мероприятиям. Прошлый год для нас был пробным камнем, который продемонстрировал целесообразность его проведения и полезность для формирования имиджа Новосибирска и Новосибирской области как региона, который действительно стремится заложить инновационный путь развития. Надо сказать, что слово «Интерра» уже становится неким брэндом, то есть элементом узнавания города Новосибирска, причем мы, скорее всего, не заблуждаемся, потому что мнение идет извне, — заметил Владимир Никонов.
В этом году сам форум будет значительно масштабнее, сложнее по структуре и по задачам. Официальное открытие «Интерры» состоится в театре оперы и балета, а далее пройдет центральное мероприятие — экспертный симпозиум, то есть «мозговой штурм» проблем, связанных с созданием условий для инновационного прорыва региона. Экспертный симпозиум будет рассматривать инновационный подход как стержневой в стратегии модернизации не только экономики, но общества в целом. В связи с этим интерес, проявленный со стороны экспертного сообщества, очень высокий. Получено подтверждение от ведущих российских экспертов, работающих в сферах экономики и политики, об участии в этом симпозиуме.
Владимир Супрун:
— Сейчас мы готовим к выпуску международную монографию по теме «Инновация и современность» — статьи, посвященные инновациям, по материалам прошлогоднего форума. Это не значит, что там будут прозвучавшие уже доклады, повторение. Для нас очень важно, что это другие тексты... Готовя монографию, я просмотрел Оксфордскую энциклопедию инноваций — большой том в семьсот страниц, который является синтезом европейских исследований. Есть великолепные исследования американских специалистов в этой области. Но в России, к сожалению, с концептуальным обоснованием инноваций дела пока обстоят плохо.
На самом деле, что такое инновация? Это новое социоэкономическое, социополитическое движение. «Венчур — вот ключевое слово к инновациям», — сказано в концепции предстоящего симпозиума.
— Когда людям вроде бы знающим задаешь вопрос: «Что такое инновация?», в ответ слышишь самое что ни на есть невообразимое, — откровенно признал Владимир Иванович. — Я считаю, что инновации в России не пойдут, пока не будет создана и выработана сначала концепция, а затем и идеология инноваций. Кто должен это делать, кроме аналитиков? Это не могут сотворить ни политики, ни предприниматели. Но в диалоге с политиками и предпринимателями этого, конечно, можно добиться.
Итак, первый принцип инновационного подхода — выработка концепции. Второй принцип — кросслинг. Это английское слово, означающее «пересечение». Мы должны добиться того, чтобы при инновационном процессе были пересечения. Междисциплинарные пересечения, потому что уже не нужны специалисты, к примеру, только из области экономики, узкие экономисты. Это был бы устаревший, ненужный подход. А нужны экономисты, которые, кроме экономики, разбираются, условно говоря, и в политологии, социологии, футурологии и так далее. Иначе ничего не получится. Далее требуется межпрофессиональный подход, потому что нам не нужны специалисты только по конкретным «заклепкам» или «застежкам». Специалист должен понимать, как «шьется весь костюм». Если таких людей нет, никаких инноваций не будет, так как это просто не получится.
Третий принцип инновационного подхода — в дискуссионный процесс должна быть вовлечена большая часть населения. Как показывает американский опыт, инновации не идут даже в крупнейшей корпорации, если люди этой корпорации или компании не понимают смысла инноваций. Если этим занимаются только в научно-исследовательском подразделении, большого результата не ждите. Например, за последние 20 лет самые большие вложения в исследования и разработку инноваций сделала компания «Дженералмоторс», но ожидаемого эффекта не получила. Почему? Просто там сидели особые ребята, которым давали большие деньги, чтобы они придумывали что-то инновационное. Они придумывали, но в это дело ментально, психологически не были вовлечены остальные работники компании и эффекта не было.
Все аналитики подчеркивают, если население, если работники компании не понимают смысла инноваций, для чего они нужны, ничего не получится. Поэтому задача симпозиума — максимально привлечь внимание молодых участников «Интерры», внимание общественности к концептуально разным положениям и взглядам.
Для того чтобы получить представления о концептуальных взглядах топ-экспертов из разных сфер деятельности и разных стран о предмете инновации, ее движущих силах и разных воплощениях в экономике, политике и культуре, пройдут три «круглых стола»: «Инновации как прорыв современной экономики в будущее»; «Наука и образование как движущая сила инновационного процесса»; «Инновации в социуме — ресурс креативного потенциала страны». В рамках «круглых столов» пройдет обсуждение концептуальных представлений, дискуссии. Помимо этого, топ-эксперты проведут мастер-классы в ведущих университетах Новосибирска, где также состоятся и дискуссии.
Кто же эти эксперты высшего уровня? Это наиболее продвинутые люди из России и зарубежные ученые мирового уровня. Среди них Виктор Полтерович, академик РАН, заведующий лабораторией математической экономики Центрального экономико-математического института РАН; Наталья Иванова, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН; Глеб Павловский, советник Администрации Президента РФ, президент фонда эффективной политики; Вячеслав Глазычев, доктор искусствоведения, председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию. Среди иностранных участников: Курт Хорншилд, руководитель департамента инноваций, производства, услуг Германского института экономических исследований; Арман Клессе, директор Люксембургского института Европейских и международных исследований.
— Мы не даем готовых рецептов, мы говорим: «Подумайте, что такое инновация. Давайте обсудим, поговорим. Задавайте вопросы, тяните из нас ответы, если вы хотите жить в современном обществе». Вот задача нашего симпозиума. Конечно, хотелось бы, чтобы специалисты во время обсуждения не «вещали». Они люди пафосные, и мне непросто как модератору их одергивать, потому что они обижаются: «Нас прерывают, мы же вещаем». Вот это недостаток многих наших экспертов: они считают себя гуру в последней инстанции. Они не гуру, они знают больше чем остальные, но это не значит, что их истина абсолютна. Поэтому им можно будет спокойно задавать вопросы, — подчеркнул Владимир Супрун.
— Инновационный подход требует свежих идей и смелых людей, которые способны к постоянному обучению и могут найти действительно ценное и важное для трансформации экономики и общества в целом. Симпозиум обращен прежде всего к молодым людям, его участники призваны стать носителями услышанного и должны передать эстафету нового в социальном времени и пространстве, — высказал нацеливающую мысль Владимир Никонов.
— В России укоренился миф, что предприниматели являются мотором инноваций. Ничего подобного. Какой мотив у любого предпринимателя? Прибыль, деньги. Наши предприниматели, которые «подсели» на сырьевую экономику, идут себе и идут. Зачем им инновации? Инновация — это что? Это риск. Попытка найти и проанализировать, как инновационный процесс идет в российских корпорациях, приводит к пшику. По сравнению с мировыми тенденциями у нас — ноль. С такими же проблемами сталкиваются американские компании, но, по крайней мере, там 95 процентов предпринимателей признают важность инновационного процесса. Если бы я рассказал, как они уже проводят инновационную реструктуризацию, например, в «Дженералмоторс», вы бы удивились — такая это сложная процедура. Ни в какой российской компании даже близко этого нет, — пояснил Владимир Иванович.
Существуют мировые инновационные рейтинги, где российские компании просто отсутствуют. Почему? У нас нет идеологии, нет ментальности обновления. Однако и в мире инновационная область исследований относится к только формирующейся. Могут ли российские исследователи внести свой вклад? Да, используя, как ни странно, опыт изучения российских реалий, потому что инновации — не физика, не закон Ома, который действует везде. Агенты или субъекты инноваций — люди.
Но готово ли общество к инновациям? Или оно готово только выживать, тушить пожары? Инновация предполагает определенную открытость общества. Не удастся вести инновационные процессы в обществе, которое парадигмально, то есть живет в шорах, в рамках, в ограничениях. Что нужно для того, чтобы общество созрело?
Запад не считает, что в России есть инновационный потенциал. Это очень огорчительно. Считается, что мы сползаем вниз именно с точки зрения научного развития и инноваций. Остановить этот оползень — наш вызов и наша задача.