Владимир ЯРОХНО: Средства на здравоохранение должны распределяться справедливо
За тридцать лет работы В.И. Ярохно прошел путь от медбрата в отделении неотложной терапии до главного врача городской клинической больницы №34. Заслуженный врач Российской Федерации, он, будучи депутатом областного Совета 1-го созыва, участвовал в разработке и принятии первых в области законов по социальной защите и первой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению области.
— В настоящее время активно обсуждаются последствия принятия 83-го закона, который предполагает изменение порядка финансирования бюджетной сферы. Как вы считаете, насколько этот закон изменит ситуацию в здравоохранении?
— Конечно, этот закон можно рассматривать как скрытую форму приватизации. До тех пор, пока не определены механизмы финансирования, не подготовлены необходимые подзаконные акты, сложно делать прогнозы. В целом проблема реформирования здравоохранения связана с тем, что созданную в советские времена систему пытаются поставить в рыночные условия. Как существовать в этих условиях? Закон не дает ясных ответов ни пациентам, ни лечебным учреждениям. Более того, непонятна роль государства в этом процессе. Мы знаем много моделей из мировой практики — это, к примеру, государственная система в Великобритании или рыночная в США. Реформируя здравоохранение в России, необходимо использовать лучший зарубежный опыт, а главное, создать действенный механизм социальной защиты. Сейчас же главное — сосредоточиться на решении проблем, существующих уже давно.
— Список этих проблем может быть достаточно длинным. Вы могли бы выделить основные?
— В Новосибирской области, как и во всей стране, сегодня на первом плане — кадровая проблема. Большинство врачей — пенсионного и предпенсионного возраста. Постоянно уменьшается количество опытных специалистов, как первичного звена, так и стационаров. Опытные работники уходят, им на смену приходят специалисты с недостаточной квалификацией. Мы их обучаем, а они уходят в частные медицинские структуры. Для примера: в нашей городской больнице №34 с начала года ушли 148 человек, из которых 144 — это медсестры. А приняли мы на работу всего 113 человек. В первую очередь это связано с низкой оплатой труда у специалистов всех категорий, с низким финансированием отрасли. Сегодня уровень затрат бюджета на здравоохранение — 3% от ВВП, а его нужно доводить до 6 — 7%.
— Разве приоритетные национальные проекты, профинансированные из федерального бюджета, не должны были решить эту проблему?
— К сожалению, акценты, расставленные в приоритетных проектах, часто не соответствуют потребностям населения. Огромные средства направляются на создание крупных центров, оснащенных современным оборудованием. При этом квалифицированных специалистов, способных на этом оборудовании работать, немного. В то же время уже существует развитая сеть первичных учреждений, работающих с населением. И помощь в первую очередь требуется им. Чрезмерная централизация — не самый лучший способ. С начала 2011 года работодатели будут платить новый налог — на медицину. Налог федеральный, все собранные средства будут уходить в Москву, а затем распределяться. Сама постановка вопроса, считаю, несколько неправильная. Собранные в Новосибирской области деньги могут быть направлены туда, где ситуация в здравоохранении хуже, чем у нас. Даже если они вернутся в регион, они будут направлены на конкретный объект. А откуда чиновникам в Москве знать, какие наиболее проблемные точки в области? Это могут сделать только местные власти.
— Вопрос только в том, насколько местные власти готовы к такой работе. Не секрет, что люди уверены — социальной ответственности власти не хватает.
— Для этого в законодательном собрании области и должна работать активная оппозиция, в число которой вхожу я и мои коллеги — депутаты от «Справедливой России». Взять, к примеру, главный финансовый документ области — бюджет на 2010 год. Именно оппозиционные депутаты смогли добиться рассмотрения вопроса о повторной индексации заработной платы бюджетникам в течение этого года. Как депутат, состоящий в комитете по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, я лично принимал участие в составлении этого проекта. На сессии в сентябре мы будем это предложение рассматривать. И таких проектов, направленных именно на улучшение качества жизни людей, в активе «Справедливой России» много. Кроме того, только депутаты-оппозиционеры могут действительно эффективно контролировать работу действующей власти. Это показывает практика других регионов, такие примеры есть и у нас, в Новосибирской области, — пока на уровне местных Советов. Думаю, развитие парламентаризма и укрепление системной оппозиции — к которой в первую очередь относится «Справедливая Россия» — будут происходить на всех уровнях власти. Только тогда принимаемые законы будут действительно справедливыми, будут отражать интересы большинства граждан.