Работа до гроба
Один из выходов из сложной ситуации — повысить ставки пенсионных взносов. И все равно не получится. Денег пенсионерам не хватает. Власти должны покрывать разницу за счет бюджетных средств. В 2010 году правительство перечислило в Пенсионный фонд больше одного триллиона рублей. Это огромная сумма — совокупные федеральные доходы всего в шесть раз больше.
Так что лучший выход, как ни крути, — это повышать порог выхода на пенсию. Что, собственно, и происходит в большинстве стран. Во Франции срок выхода на пенсию увеличен и для мужчин, и для женщин до 62,5 года. В США пенсионный возраст для обоих полов начинается в 65 лет. В Норвегии — в 67. Японцы уже несколько лет вынуждены работать до 70 лет. В последние годы решение увеличить пенсионный порог принимали вполне обеспеченные Испания, Нидерланды, Австрия и другие страны. В некоторых бывших республиках СССР шагают по тому же пути. В Казахстане пенсионерками становятся в 58 лет, а пенсионерами — в 63 года. В Грузии — в 60 и 65 лет, соответственно.
Повысить пенсионный порог в России призвал в январе замминистра финансов Сергей Шаталов. На ту же тему высказывался советник президента Аркадий Дворкович. Другие важные чиновники поддерживают идею взросления пенсионеров.
Противники этой позиции утверждают, дескать, в Японии женщины в среднем живут 84 года, а мужчины — 77 лет. Им в 70 лет на пенсию — в самый раз. А в России мужчины едва доживают до 60-ти.
Что остается ответить? Таблеток надо больше пить.
Не обойтись стране без повышения пенсионного возраста. Так что будем готовиться работать до гроба.