USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Технологии высокой экологии

Светлана ПАХОМЕНКО. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
Поле по-прежнему остается для энтузиастов льноперерабатывающей отрасли цехом № 1, но при этом — только одним из многих. Чисто выращенный, лен должен быть подобающим образом убран и свернут в рулоны, вовремя перевезен на производство и качественно переработан.
Поле по-прежнему остается для энтузиастов льноперерабатывающей отрасли цехом № 1, но при этом — только одним из многих. Чисто выращенный, лен должен быть подобающим образом убран и свернут в рулоны, вовремя перевезен на производство и качественно переработан.

В этот раз льнозавод встречал нас сдержанным рабочим шумом, не тишиной. Уже на подходе к цехам привлекла внимание работа конвейера, проходящего высоко над плитами двора. Сейчас по нему движутся и складируются на отдельной площадке отходы льнопереработки. Вернее, то, что пока называется отходами, но очень скоро перейдет в разряд сырья для выпуска топливных брикетов. Калорийность их достигает 60 процентов от качественного угля, а зольность — всего один процент. Этим топливом завод планирует полностью обогревать собственное производство, и на продажу еще останется.

И бельгийская линия действует. Завод исправно производит короткое и длинное льноволокно. От былой разрухи, которая хозяйничала в этих стенах еще три-пять лет назад, не осталось и следа. И на складе, что примечательно, нет ни единого килограмма непроданного сырья — качеством поставщики довольны, поэтому со сбытом всё в порядке.

Под крышей другого цеха слышна русская и немецкая речь. Здесь идет монтаж новой, доставленной из Германии перерабатывающей линии для производства утеплителя из короткого льняного волокна.

Владимир Александрович Зайченков, директор муниципального унитарного предприятия «Маслянинский льновод», рассказал, что линия эта уникальная. Кроме нее, таких на нашем континенте только три — в Австрии, Германии и Голландии. Исключительность линии в том, что сходящий с нее утеплитель будет отвечать не только самым взыскательным технологическим, но и экологическим требованиям.

Органический льняной наполнитель и органические крахмальные связующие в сумме дают ту самую «дышащую» защиту, которая зимой убережет дом от холода, а летом от жары. Аналогов такого утеплителя в России нет и в ближайшее время не будет.

— Мы сделали для новой линии специальную пристройку, идет монтаж оборудования. К концу августа собираемся провести пробный запуск. Кроме того, в этом году мы приобрели чесальные машины короткого волокна, ведь новая линия должна работать на особо чистом сырье, — объясняет Михаил Порхачев.

Сырье для новой линии уже посеяно, взошло и растет. Очень неплохо, кстати, — как раз на дни нашей командировки в Маслянинский район пришлось короткое и впечатляющее по своей красоте время цветения льна. Так вот, голубые волны полей поражали не только великолепием красок, но и агрономической чистотой, свободой от сорняков. Ровные, высокие, плотно стоящие стебли «северного шелка» — живая гарантия роста производства, новых рабочих мест и бюджетных поступлений. Согласитесь, в расцвете экономики есть своя, особая эстетика. Это очень хорошо понимают те, кто не по своей воле вынужден был пройти через годы упадка и нестабильности, то есть практически всё сельское население нашей страны.

Осенью этого года на заводе собираются запустить полный цикл переработки льна. От привезенного с поля стебля до готового утеплителя. Который, кстати, уже с нетерпением ожидают на строительных рынках Москвы и Петербурга. Но это не означает, что сапожник останется без сапог.

— Мы собираемся закладывать дома, и есть уже на этот счет договоренности со строителями. Это будут образцовые дома, построенные с соблюдением всех экологических требований. Там наш утеплитель найдет свое прямое применение, — говорит Владимир Зайченков. — Будем строить жилье для молодых специалистов — свою улицу или часть поселка…

Массовый выпуск новых материалов принесет заводу (а значит, и району) не только производственную и бюджетную стабильность. Заинтересованность заказчиков в поставках крупных партий того же утеплителя гарантирует и расширение площадей посева льна — традиционной и любимой на этой земле культуры. Ведь обеспечить сырьем такой завод можно, засевая долгунцом, как минимум, полторы-две тысячи гектаров. В обороте для этого должно быть с десяток тысяч гектаров пашни. Плюс техника, ремонтная база, инфраструктура, рабочие места вдобавок к двумстам уже существующим и… зарезервированная территория. Для чего? Оказывается, стратегия развития предприятия предусматривает строительство второй очереди и переработку длинного и короткого волокна если не до ткани, то хотя бы до пряжи. А ещё — производство целлюлозы.

Это отнюдь не районный и даже не областной уровень. Комплексный подход к производству, стремление выстроить экономическую цепочку от поля до потребителя, не пропуская ни одного звена, делают «Маслянинский льновод» одной из активнейших точек роста отрасли в масштабе всей страны.

Будут ли на этом пути болезни роста? Может быть, хотя заработанный в годы лишений экономический иммунитет у этого предприятия крепкий. Такой же сильный, как и заводская команда, и завод, и весь Маслянинский район. Именно поэтому они идут первыми.

В Германии утеплитель, изготовленный из минерального сырья (стекловолокно, минераловатные плиты и так далее), используют сегодня только в промышленном строительстве. При возведении жилья их применять запрещено. Конечно, экологически чистые материалы несколько более дороги, но здоровье нации еще дороже — так рассудили практичные немцы, внося изменения в свои строительные нормы. Они это уже поняли, а мы?

Фотографии статьи
Жадов (Виталий Гудков): «Зачем же нас учили-то! Дядя советует прежде нажить денег, каким бы то ни было образом, купить дом, завесть лошадей, а потом уж завести и жену. Могу ли я согласиться с ним? Я полюбил девушку, как любят только в мои лета. Неужели я должен отказаться от счастия оттого только, что она не имеет состояния?»
Для Михаила Порхачева одинаково важны и засеянная льном земля, и «железо» современной производственной линии.
То, что сегодня называют отходами производства, завтра станет сырьем для выпуска топливных брикетов.
Для того чтобы не тратить деньги на длительный и очень энергоемкий процесс сушки, для льняного сырья нового урожая построены закрытые хранилища. В итоге не только снижаются затраты и себестоимость, но и повышается качество продукции — как короткого, так и длинного волокна.