USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Думай глобально, действуй локально!

Павел КРАСИН. Фото автора.
Алексей Мастов.
Алексей Мастов.

Их оставалось только восемь
Среднего роста, плечистый и крепкий, Алексей мог бы стать героем детского стихотворения. На его груди — не значок ГТО, а гордая надпись «Russia» и фирменный знак саммита «Большой восьмерки». Путь Алексея в Канаду был не особо легким, но весьма интересным и наполненным событиями и встречами.

Каждый год для участия в саммите «Юношеской восьмерки» набирается делегация из лучших учеников одного из федеральных округов России. В прошлом году на саммит поехали ребята из Южного федерального округа, а в этом такая честь досталась сибирякам. Чтобы попасть в состав делегации, ребятам предстояло пройти не меньше испытаний, чем при зачислении в вуз.

В первом туре, который проходил в январе этого года, претендентам нужно было написать эссе на общественно-политическую тему и перевести его на английский язык. Авторы лучших работ отправились в Красноярск, где начался еще более строгий отбор. Целую неделю ребята посещали психологические тренинги и уроки английского языка, а решающим испытанием стала финальная деловая игра. Из 80-ти юных интеллектуалов осталось только восемь, которые и вошли в состав российской делегации — и среди них наш земляк.

Путь наверх
«Интересное и глобальное» началось сразу же после второго тура. Ребята провели две незабываемые недели в Санкт-Петербурге, готовясь к саммиту, — лекции, еще более углубленное изучение английского языка и даже уроки по этикету. Затем побывали и в столице, где посетили Министерство иностранных дел и Министерство образования и науки. Алексею запомнилась встреча с министром образования Андреем Фурсенко: «Встреча с г-ном Фурсенко оказалась не очень долгой, поскольку в то время случился теракт в Москве и все были «на ушах», и он с трудом выкроил для нас время. Как человек он мне очень понравился — живой и естественный, высказывал очень интересные мысли по поводу образования. Например, говорил, что сейчас очень важно создать интеллектуальное разнообразие, чтобы все люди были разными. Мне очень понравилась эта точка зрения».

Стоит добавить, что встреча с министром носила своего рода тестовый характер — на саммите ребятам предстояло встретиться с лидерами мировой политики, и они должны были чувствовать себя уверенно.
Алексей с отличием окончил десятый класс, и уже через год ему предстоит испытать на себе все нововведения системы образования. Алексей твердо настроен поступать в Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина и предвыборных испытаний не боится. Он не только круглый отличник, но еще и патриот своей школы — по его словам, образование в гимназии № 2 на очень высоком уровне. Алексей поддерживает начинания министра Фурсенко, президентскую инициативу «Наша новая школа» и считает, что образование в России улучшается.

«Мне очень нравится курс на модернизацию, взятый Дмитрием Медведевым. То, что нужно улучшить в образовании, экономике, промышленности и других областях, непременно будет улучшено. Это меня очень радует, и я считаю, что наша страна выходит на новый уровень».

Россия — Канада — дружба навек!
Завершив психологическую и лингвистическую подготовку, новоиспеченные делегаты вернулись домой — заканчивать учебный год. Ребята считали дни до вылета на саммит, и вот наступил тот миг, когда они вступили на канадскую землю. Алексей отмечает, что канадцы оказались очень гостеприимными, много расспрашивали про Сибирь и радовались как дети, когда узнавали, что Сибирь и Канада очень похожи. Культурная программа была весьма насыщенной: ребята посмотрели жилища первых поселенцев, прокатились на каноэ и побывали на знаменитой телебашне Canadian National высотой 553 метра.

Разумеется, саммит состоял не только из развлечений, но и предполагал серьезную работу. Ребята из разных стран должны были вести дискуссии по наиболее актуальным темам: «Изменение климата», «Материнская и детская смертность», «Продовольственная безопасность», «Ядерное нераспространение и терроризм». Работа по каждой теме начиналась с пленарного заседания — на жаргоне делегатов, «затравочной лекции», где приглашенный эксперт вводил участников в проблему и предлагал возможные пути ее решения. После небольшого перерыва начинались дискуссии, и о том, как они проходили, расскажет сам Алексей:

— Результатом работы саммита является итоговый документ — коммюнике. Его черновик нам выслали за неделю до начала саммита, чтобы мы могли ознакомиться с ним и предложить какие-то изменения. В ходе дискуссий мы обсуждали каждый параграф коммюнике, обменивались своими идеями и принимали общее решение, какие изменения стоит внести. По каждой теме составлялась своя часть итогового документа, который потом был передан мировым лидерам.

Для обсуждения каждой темы привлекалось по два делегата от каждой страны, и Алексей принимал участие в дискуссиях по изменению климата. Сам он очень доволен проделанной работой, ведь российской делегации удалось ввести в коммюнике очень важный пункт — о сохранении разнообразия лесов и видов. Алексей уверен, что мировые лидеры внимательно изучили все предложения молодежных делегаций и учли их при решении глобальных вопросов.

Однако саммит «Юношеской восьмерки» запомнился Алексею не только обсуждением мировых проблем, но и встречей с Дмитрием Медведевым и другими выдающимися политиками. Алексей с энтузиазмом рассказывает, как это было: «Я помню, как мы все ждали его, как волновались и думали: «Что же будет?» Когда Дмитрий Анатольевич вошел в комнату, ее наполнила такая мощная энергетика! Он подошел к нам, очень живой и активный, пожал всем руки и сказал: «Ребята, вы хорошо поработали, а теперь давайте сфотографируемся!» Мы сделали общую фотографию, и, прощаясь, он пожелал нам удачного поступления в вузы и добавил: «Если не поступите, то идите работать!» Мы еще долго обсуждали эту встречу...»

И если передать ощущения от встречи с Президентом России шестнадцатилетнему юноше достаточно сложно, то от лицезрения всех сильных мира сего — тем более. С ничтожного расстояния в десять метров Алексей и другие ребята наблюдали, как фотографируются президенты всех стран-участниц саммита.

Визит в «Орленок»
Вернувшись в Россию, Алексей не отдыхал ни минуты и сразу же отправился в знаменитый детский лагерь «Орленок» для участия в международной смене и саммите «Юношеская восьмерка» в России». Эту общественную организацию создали бывшие участники саммитов «Юношеской восьмерки», и сейчас ребята вовсю работают над различными проектами. Например, они всячески поддерживают инициативу «Наша новая школа» и, по словам Алексея, даже добились того, что в нее были включены их предложения.

Саммит в «Орленке» был посвящен разработке содержания смен для этого лагеря и прошел успешно: около 20 новых предложений были переданы дирекции и помощнику президента Аркадию Дворковичу. В рамках международной смены ребята провели тренинги по толерантности, сотрудничеству и коммуникабельности — Алексей считает, что именно на этих принципах должен строиться новый — гармоничный — мир. Слова подтверждаются делом — на международную смену приехали ребята из бывших союзных республик. Больше того: в декабре этого года в Москве пройдет саммит стран СНГ, на который приедут участники вышеупомянутой смены…

Слушая Алексея, подумал: во всех этих мероприятиях принимают участие только избранные — отличники, лучшие из лучших. Почему бы не пригласить на декабрьский саммит обычных ребят из обычных школ — ну хотя бы не стремящихся к медали хорошистов? Поскольку таких большинство, их точка зрения на толерантность, сотрудничество и коммуникабельность больше будет соответствовать действительности.

Еще я узнал, что «Юношеская восьмерка» в России пока сотрудничает только с «Орленком» и не планирует выезжать в другие — не столь элитные — детские лагеря. А ведь тренинги по толерантности можно проводить буквально в любом детском оздоровительно-образовательном центре — пусть и не с таким блеском. В общем, как говорил шотландский биолог, социолог и градостроитель Патрик Геддес: «Думай глобально, действуй локально!» То есть не только там, куда ступает нога президентов… Будем надеяться, что в будущем Алексея не покинет убежденность в том, что нашей стране нужна модернизация, и он сможет поучаствовать в ее осуществлении.

— Я считаю, что если ты хочешь изменить что-то глобально, то нужно работать над этим начиная со школы, — горячо говорит Алексей и поступает согласно своим убеждениям. Пожелаем ему удачи!