Яркое будущее — труд кропотливый
Интеграционная составляющая
— Данная установка лазерной гравировки создана, что принципиально важно, силами студенческого конструкторского бюро, — поясняет ведущий инженер СКБ Валерий Райхерт. — Ребята полностью создали программное обеспечение для нее, благодаря чему мы сегодня можем наяву создавать такие прекрасные и полезные вещи.
Помимо нанесения логотипа, что скорее видится эффектной презентацией установки, а не ее рабочими буднями, спектр применения разработки довольно широк: нанесение дорожек, высокоточных профилей, оптических шкал и прочая, прочая, что, безусловно, станет отличным подспорьем как в жизни самих студентов-геодезистов, так и наверняка найдет свой спрос и за пределами вуза.
Вопрос, пожалуй, в значительной мере в деятельной интеграции всех сторон, заинтересованных в появлении этой (и не только) инновации на свет. В широком смысле таким объединяющим катализатором идей, бизнеса и инновационных разработок (в том числе и подобных студенческих) станет форум «Интерра», который пройдет в Новосибирске в сентябре вот уже во второй раз. В более узком понимании существует осознанная необходимость для вузов выйти за пределы своего самостоятельного развития, интегрируясь на более высоком, чем прежде, качественном уровне.
Саммит университетов
Одно из ключевых мероприятий предстоящей «Интерры» станет именно таким «интегратором» — саммит университетов, в рамках которого соберутся более 100 зарубежных гостей, более 200 представителей молодежи и экспертов регионов России, более 2500 представителей от Новосибирской области.
Ключевым участником саммита станет Университет стран Шанхайской организации сотрудничества — сетевая программа, объединяющая 53 вуза государств — членов ШОС. Кроме того, в форуме примут участие представители крупнейших европейских высших учебных заведений, представители которых деятельно вольются в работу выставок-презентаций образовательных программ, научных лабораторий, а также проведут мастер-классы для молодых инноваторов.
— В проведении такого масштабного и значимого саммита мы прежде всего опираемся на реальные ресурсы Новосибирской области — сильнейший научно-образовательный комплекс вкупе со стратегически выгодным географическим положением, — говорит и.о. руководителя департамента науки, инноваций, информатизации и связи, руководитель проекта «Саммит университетов» Марина Ананич. — Кстати, такое позиционирование саммита нашло отражение и в его программе: одна из дискуссионных площадок пройдет под названием «Философия образования: ЗАПАД-ВОСТОК».
Кроме перечисленного, в рамках саммита запланировано совещание министров образования стран ШОС — интегрирующий фактор, значение которого даже сейчас, за два месяца до начала форума, переоценить сложно. Одной из намечающихся вех в интеграции образования, возможно, станет создание ассоциации студентов Университета ШОС — возможность такого шага сейчас активно прорабатывается экспертами.
— Основной целью саммита можно назвать объединение ресурсов, — поясняет Марина Ананич. — К тому же это станет своего рода ответом Болонскому процессу, в рамках которого и по сей день, по большому счету, не выработаны «правила игры». В работе же саммита университетов предусмотрено подписание документов, определяющих правила взаимодействия, уже сегодня определены конкретные направления этого взаимодействия. Кроме того, закономерно значимое место займет конкретный разговор о квотах, о господдержке — с этой точки зрения саммит выступает с чрезвычайно выгодной для участников точки зрения образовательного менеджмента в самом широком смысле слова.
Инновационность как вопрос преемственности
Традиционно (учитывая первый богатый опыт «Интерры-2009») в работе международного молодежного инновационного форума примет участие подавляющее большинство новосибирских вузов. И эта широта и разнообразие университетских площадок видится не экстенсивным расширением тематики и территории форума, но частью глубоко проработанной стратегии по созданию инновационного климата в регионе. Подобного рода «взрыхление» идейной почвы (вспомните установку лазерной гравировки) уже сегодня приносит конкретные результаты. Однако организаторы форума понимают: на основе сделанных выводов после «Интерры-2009» необходимо продуманное усиление взаимодействия, направленное, может быть, даже в значительной мере на ежедневную работу по созданию единой, всесторонне интегрированной системы образования с индексом «инновационная», эффективно вписывающаяся в том числе в технопарковую идеологию региона.
— У нас очень хороший, скажем так, первый пул инноваторов — люди, вышедшие из СО РАН, СО РАМН и СО РАСХН, прошедшие путь непосредственно от научных разработок до их внедрения, — говорит Марина Ананич. — За десять-двадцать лет этот блок устоялся, они достаточно устойчивые инноваторы, но это не должно останавливать: должен быть второй поток, третий, дальше и дальше. Второй поток мы увидели года четыре назад в вузах и начали работать над созданием инфраструктуры. Появились центры развития инновационных компетенций при вузах, бизнес-инкубаторы, молодежные творческие мастерские.
Однако, по словам Марины Ананич, нельзя сказать, что в созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру ринулся огромный поток студентов.
— Именно поэтому «Интерра» лишний раз заставляет задуматься о стратегических направлениях развития, являясь одновременно катализатором для всех заинтересованных сторон инновационного процесса, — замечает Марина Ананич.
Впрочем, говоря о желаемой генерации новых поколений инноваторов, необходимо отметить немаловажный момент. Студенты так или иначе сегодня уже вовлечены в орбиту новых эволюционных и революционных явлений в инновационном развитии региона. Но пласт общего образования, образно говоря, с инновационной точки зрения пока остается по большей части не затронутым.
— Со школьниками еще никто не работал, — говорит Марина Ананич. — С прошлого года такая деятельность началась. При этом важным является акцент: вуз приходит в школу. Именно вуз! Одна из моделей такого взаимодействия — профессиональная школа, которая, кроме знакомства с профессией, обязательно должна включать в себя элементы инновационной подготовки: как и что происходит, что такое инновация, из чего она получается? Всё это важно донести до ребят еще на уровне школы, чтобы шла непрерывная смена, точнее, преемственность поколений инноваторов.
Результатом шагов в этом направлении стало появление центров развития творческих способностей, «Фабрика творческих идей», что и является конкретными шагами в направлении упомянутой необходимости создания связи вуз — школа.
Об эффективности такой в лучшем смысле слова спайки вуз — школа уже сегодня можно говорить наглядным языком цифр на конкретном примере: после работы профессиональных школ СГГА в семи учреждениях общего образования поток заявлений в академию увеличился в три раза.
— Это говорит о том, что наша молодежь зачастую просто не знает профессии, не имеет компаса, который бы показал, куда можно двигаться, — резюмирует Марина Ананич. — «Интерра» как катализатор всех этих процессов является уникальным событием в жизни Новосибирской области. И следующий шаг в этом интеграционном направлении «преемственности поколений» не за горами: в этом году появилась школьная «Интерра», которая пройдет в рамках основного форума под названием «Интерра-2020» — цифры в названии подчеркивают, что нацелена она будет именно на тех, кто лет через десять станет инноваторами.