Не наказать, но разъяснить. Вот главная задача.
Чертовски «весел» наш июль! В эту перманентную хмарь, по идее, обстановка на водных объектах должна быть куда спокойнее, чем в пекло. Проверим? Да-а, действительно шаром покати… Лишь изредка на берегах да на островках посреди Оби попадаются тихие компании либо дикари-одиночки. Кто рыбачит, кто шашлык жарит, кто просто дышит воздухом... В целом на пути нашего следования все спокойно. Хотя Василий Голубков, начальник Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области, дает понять: обольщаться не стоит. Да, статистику портят главным образом жаркие дни: ввиду соответствующего скопления людей у воды традиционных беспорядков и происшествий фиксируется суммарно больше. Зато редкие, но заядлые нарушители активизируются как раз в плохую погоду. Видимо, полагая, что «нормальный» инспектор тем временем дома сидит и никого не ловит. Наивные?
Предъявите билет! И наденьте жилет!
ГИМС — в своем роде ГИБДД. Только водная. Движение на аквамагистралях, разумеется, не такое массовое и не такое бешеное, как на суше. Но там особая специфика взаимоотношений. И специфика нарушений правил тоже. Самым распространенным из них эксперты называют некомплект спасательных средств. Или же все они в комплекте имеются, но, скажем, спасжилетами экипаж зачастую грубо пренебрегает.
— Протокол в таком случае составим обязательно, — отрезает главный инспектор ГИМС Новосибирской области Владимир Подуздиков. — Жилеты должны быть надеты! Но где они вместо этого? Как правило, в каких-нибудь рундуках, в ящиках, запертых на замок. Ключ от замка обычно не на шее у человека висит, а спрятан где-то там, в одном из ящиков... Не дай бог, судно опрокинется!
Бывает, судоводитель окажется без документов, без права управления судном. Или последнее — в должный срок не пройдет техническое освидетельствование (эту процедуру надо проводить ежегодно). Кстати, практика показывает: чем роскошнее и круче катер, тем гарантия порядка со всеми формальностями у его владельца выше. Категория нарушителей — в основном люди попроще, обладатели техники более скромной, подспудно уповающие на любимый авось. Мол, пять лет меня проносило — авось и ныне…
— А бывает, что рулевой пьян? — сам по себе напрашивается вопрос, исходя из популярной ситуации на «обычных» дорогах.
— Редко, но случается, — констатирует Подуздиков. — Тогда приходится брать судно на буксир и ставить на штрафстоянку.
— А с водителем что делать?
Пауза. Да что тут сделаешь… Главное — отстранить его от управления техникой, дабы не стряслось беды.
— Мы не уполномочены измерять дозу алкоголя в крови алкотестером. И самих этих приборов у нас нет. Я не имею права взять человека под ручки и увести в медицинское учреждение. Так что в отношении подобных клиентов у нас пробел. Но пробел это скорее федерального законодательства…
Другое дело, когда рейд проводится совместно с милицией. У нее-то на сей счет полномочий побольше будет!
Благо есть ещё куда заливать…
Наш путь лежит от речного вокзала Новосибирска к шлюзам; далее — через Бердский залив — собственно в Бердск. Ближайшее место дислокации — база местного поисково-спасательного отряда (ПСО). Резвый катерок «Амур» скачет по волнам, как каучуковый ежик по бетонке. Подпрыгиваем в очередной раз — и бухаемся явно на что-то жесткое. Замедляем ход.
— Что это было? — спрашиваю. — Коралловые рифы?
— Это всего лишь волна, — спешит обнадежить меня экипаж.
М-да. Как теперь подростки говорят — жесть! На нарушителей же нам пока решительно не везет (и слава богу, разумеется). Даже на тех самых заядло эксклюзивных. Группа отдыхающих на модном катере близ одного из островков отчитывается перед инспекцией, как и следовало ожидать, по полной программе: бумаги, экипировка — все в норме. И снова пусто. Впрочем, на календаре пятница. День. Глядишь, к вечеру народ активизируется, не говоря о последующих выходных. А пока…
— Нас иногда спрашивают: почему люди тонут? Да потому что находимся мы в основном на берегу, а не на воде, — берется излагать проблему старший инспектор ГИМС МЧС России по Новосибирской области Юрий Анисимов, управляющий нашим «Амуром».
Проблема главным образом упирается в топливо. Было бы оно в достатке, мол, и рейды бы проводились чаще. Простое патрулирование в черте города (от плотины до Заельцовского парка) ведется, конечно, более регулярно. На Бердском заливе аналогичную работу выполняет означенный ПСО. А вот масштабные проверки с привлечением милиции общественной безопасности, рыбнадзора и прочих бдительных инстанций — событие, которое не так-то легко спланировать загодя. Ладно хоть, есть еще куда заливать горючее (при его наличии, естественно). Техники пока хватает. А ведь…
— Этому «мальчику» уже 23 года! — не без гордости и благоговения произносит Анисимов, положив на борт катера заботливую ладонь.
Да, «Амуры» здесь в основном достигли «совершеннолетия», иным уже третий десяток идет. Штабной корабль, своего рода передвижная база нашей Госинспекции по маломерным судам, тот и вовсе 1971 года выпуска. Поистине гимсовцам есть чем гордиться: латали-реанимировали они своих боевых спутников, давали им новую жизнь буквально собственноручно. Для трех «Амуров» (из двенадцати, состоящих на вооружении ГИМС) даже приобрели недешевое удовольствие — подвесные лодочные моторы марки «Меркурий». Что, естественно, сделало технику более прыткой, мобильной и мощной. Сколько она еще пробегает?
Между небом и водой, но с силовой поддержкой
К флотилии ГИМС присоединяются по пути два патрульных скоростных милицейских катера КС-700. В рейдах, совместных с Государственной инспекцией по маломерным судам, на правоохранительные структуры, как правило, возлагается особая миссия. Ибо ГИМС… все-таки не ГИБДД.
— Понимаете, у нас нет задачи кого-то наказать, МЧС не карательный орган, — поясняет Юрий Анисимов. — Наши задачи — это прежде всего предупреждение, спасение и помощь. Исходя из них мы и работаем.
— А если кто-то действительно заслуживает наказания?
— Процентов 70 тех, кто его заслуживает, обычно понимают нас правильно. Даже каются: да, мол, вы предупреждали, но мы сами влипли и больше не будем…
— Я инспекторам всегда говорю: подходите к делу корректно, чтобы никого не унизить, — добавит позже Василий Голубков, начальник Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области. — Надо четко показать человеку, в чем он не прав, какие именно правила нарушил. И культурно ему все объяснить. А цели непременно составить протокол перед нами не стоит.
Иной раз гимсовцам приходится применять, скажем так, пошаговую систему воспитания граждан. С плеча не рубят, с цепи не срываются, а терпеливо, методично и безболезненно стараются вправить субъекту мозги. Василий Петрович пример привел: поймали как-то одного такого. Протокол составили. Беседу провели. Мужик, по собственному уверению, все понял. Едут обратно, а тот — уже с другой компанией. Вновь пытается, как говорят в народе, водку пьянствовать да беспорядки нарушать… Инспектор ему: «В чем дело?» А он глаза округлил: «Ну теперь-то уж я точно все понял!» Вроде присмирел.
Где-то эти психологические маневры уместны. Но ведь субъект может всякий подвернуться — агрессивный, импульсивный, опять же подшофе, даже вооруженный… В расчете на подобные ситуации инспекторам-водникам лучше, конечно, работать в одной связке с МВД.
— А мы что можем сделать?! В крайнем случае записать данные о такой-то лодке и ее владельце, затем разобраться на берегу, уже с привлечением соответствующих специалистов, — добавляет Юрий Анисимов. — Оружие нам в отличие от правоохранительных органов не полагается. Вот и крутимся… между небом и водой!
— Мы много лет работаем совместно с ГИМС, — по прибытии всего нашего десанта на территорию Бердского поисково-спасательного отряда рассказывает Михаил Романов, начальник линейного ОВД в порту «Новосибирск». — Работаем также по своим приоритетным направлениям — это незаконный оборот оружия, наркотиков, другие преступления, регламентированные Уголовным кодексом. В данном рейде мы не главное звено. Мы — силовая поддержка. Ведь инспектор ГИМС может попасть в ситуацию, из которой ему без нашего участия будет очень сложно выйти. Мало того, есть населенные пункты, где с ним просто никто разговаривать не станет: кто такой, мол, зачем приехал? Неизвестно. А милицейский катер с вооруженным экипажем на борту, естественно, уже по-другому люди воспринимают.
…И будем просто беседовать
В пятницу вечером, затем в выходные рейд продолжился — на акватории вплоть до Ордынского. Что и требовалось доказать: народ оживился, вышел в «открытое море», тем самым заметно прибавив работы участникам рейда. В общей сложности они проверили за три дня 195 судов. Составили — пусть вопреки намерениям, но суровой необходимости ради — 28 протоколов (сумма штрафов колебалась в основном от 100 до 500 рублей). Задержали в том числе гражданина в нетрезвом состоянии, пытавшегося управлять гребной лодкой. Также проверили семь детских оздоровительных лагерей (уделив им особое внимание в связи с недавней трагедией на Азовском море, когда из-за вопиющей безбашенности взрослых погибли школьники).
— В целом вывод такой: люди на воде стали вести себя более дисциплинированно, культурно, в том числе более уважительно относиться к проверке, — уже в телефонном разговоре сообщает нам возглавлявший команду Василий Голубков. — Конечно, это результат многолетней целенаправленной работы наших инспекторов с населением. Думаю, настанет время, когда действительно будем обходиться без протоколов и ограничиваться только беседами. Кстати, среди нарушителей порядка стало меньше жителей Новосибирска, чаще попадаются гости города. Ну а разные службы, задействованные в рейде, подтвердили в очередной раз: вести профессиональную, слаженную работу в единой команде они способны. А ведь это очень важно…
Никто и не сомневается!
А если это всё-таки лето...
Государственная инспекция по маломерным судам Главного управления МЧС России по Новосибирской области напоминает в очередной раз о необходимости соблюдать правила безопасности на водных объектах:
— купаться следует в специально оборудованных местах — на пляжах, в бассейнах, купальнях;
— не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь, как известно, блокирует нормальную деятельность головного мозга;
— в воде следует находиться не более 10 — 15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги;
— при судорогах помогает укалывание в сведенную мышцу любым острым предметом (булавкой, щепкой, остроугольным камнем и т. д.);
— не подплывайте близко к движущимся судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт;
— опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте — можно удариться головой о грунт, подтопленную корягу, сваю и т. п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть;
— не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить» их, подавать ложные сигналы о помощи;
— не оставляйте возле воды малышей;
— очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Их может отнести далеко от берега ветром или течением, захлестнуть волной. В конце концов из них может выйти воздух, что приведет к потере плавучести;
— не пользуйтесь гребными и моторными плавсредствами, водными велосипедами и мотоциклами в зонах пляжей, в общественных местах купания при отсутствии буйкового ограждения пляжной зоны и в границах этой зоны;
— не заплывайте в зону акватории, где передвигаются катера и гидроциклы. Иначе вы рискуете пострадать от действий недисциплинированного или невнимательного владельца скоростного моторного плавсредства.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться по телефону к дежурному службы ГИМС (8-383) 218-74-60 (круглосуточно).