USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Не наказать, но разъяснить. Вот главная задача.

Подготовила Наталья МАНТОРОВА. Фото автора.
«Порядок! Можете отдыхать спокойно». Проверку на очередном этапе рейда ведет инспектор ГИМС Дмитрий Халяпин.
«Порядок! Можете отдыхать спокойно». Проверку на очередном этапе рейда ведет инспектор ГИМС Дмитрий Халяпин.

Чертовски «весел» наш июль! В эту перманентную хмарь, по идее, обстановка на водных объектах должна быть куда спокойнее, чем в пекло. Проверим? Да-а, действительно шаром покати… Лишь изредка на берегах да на островках посреди Оби попадаются тихие компании либо дикари-одиночки. Кто рыбачит, кто шашлык жарит, кто просто дышит воздухом... В целом на пути нашего следования все спокойно. Хотя Василий Голубков, начальник Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области, дает понять: обольщаться не стоит. Да, статистику портят главным образом жаркие дни: ввиду соответствующего скопления людей у воды традиционных беспорядков и происшествий фиксируется суммарно больше. Зато редкие, но заядлые нарушители активизируются как раз в плохую погоду. Видимо, полагая, что «нормальный» инспектор тем временем дома сидит и никого не ловит. Наивные?

Предъявите билет! И наденьте жилет!
ГИМС — в своем роде ГИБДД. Только водная. Движение на аквамагистралях, разумеется, не такое массовое и не такое бешеное, как на суше. Но там особая специфика взаимоотношений. И специфика нарушений правил тоже. Самым распространенным из них эксперты называют некомплект спасательных средств. Или же все они в комплекте имеются, но, скажем, спасжилетами экипаж зачастую грубо пренебрегает.

— Протокол в таком случае составим обязательно, — отрезает главный инспектор ГИМС Новосибирской области Владимир Подуздиков. — Жилеты должны быть надеты! Но где они вместо этого? Как правило, в каких-нибудь рундуках, в ящиках, запертых на замок. Ключ от замка обычно не на шее у человека висит, а спрятан где-то там, в одном из ящиков... Не дай бог, судно опрокинется!

Бывает, судоводитель окажется без документов, без права управления судном. Или последнее — в должный срок не пройдет техническое освидетельствование (эту процедуру надо проводить ежегодно). Кстати, практика показывает: чем роскошнее и круче катер, тем гарантия порядка со всеми формальностями у его владельца выше. Категория нарушителей — в основном люди попроще, обладатели техники более скромной, подспудно уповающие на любимый авось. Мол, пять лет меня проносило — авось и ныне…

— А бывает, что рулевой пьян? — сам по себе напрашивается вопрос, исходя из популярной ситуации на «обычных» дорогах.

— Редко, но случается, — констатирует Подуздиков. — Тогда приходится брать судно на буксир и ставить на штрафстоянку.

— А с водителем что делать?

Пауза. Да что тут сделаешь… Главное — отстранить его от управления техникой, дабы не стряслось беды.

— Мы не уполномочены измерять дозу алкоголя в крови алкотестером. И самих этих приборов у нас нет. Я не имею права взять человека под ручки и увести в медицинское учреждение. Так что в отношении подобных клиентов у нас пробел. Но пробел это скорее федерального законодательства…

Другое дело, когда рейд проводится совместно с милицией. У нее-то на сей счет полномочий побольше будет!

Благо есть ещё куда заливать…
Наш путь лежит от речного вокзала Новосибирска к шлюзам; далее — через Бердский залив — собственно в Бердск. Ближайшее место дислокации — база местного поисково-спасательного отряда (ПСО). Резвый катерок «Амур» скачет по волнам, как каучуковый ежик по бетонке. Подпрыгиваем в очередной раз — и бухаемся явно на что-то жесткое. Замедляем ход.

— Что это было? — спрашиваю. — Коралловые рифы?

— Это всего лишь волна, — спешит обнадежить меня экипаж.

М-да. Как теперь подростки говорят — жесть! На нарушителей же нам пока решительно не везет (и слава богу, разумеется). Даже на тех самых заядло эксклюзивных. Группа отдыхающих на модном катере близ одного из островков отчитывается перед инспекцией, как и следовало ожидать, по полной программе: бумаги, экипировка — все в норме. И снова пусто. Впрочем, на календаре пятница. День. Глядишь, к вечеру народ активизируется, не говоря о последующих выходных. А пока…

— Нас иногда спрашивают: почему люди тонут? Да потому что находимся мы в основном на берегу, а не на воде, — берется излагать проблему старший инспектор ГИМС МЧС России по Новосибирской области Юрий Анисимов, управляющий нашим «Амуром».

Проблема главным образом упирается в топливо. Было бы оно в достатке, мол, и рейды бы проводились чаще. Простое патрулирование в черте города (от плотины до Заельцовского парка) ведется, конечно, более регулярно. На Бердском заливе аналогичную работу выполняет означенный ПСО. А вот масштабные проверки с привлечением милиции общественной безопасности, рыбнадзора и прочих бдительных инстанций — событие, которое не так-то легко спланировать загодя. Ладно хоть, есть еще куда заливать горючее (при его наличии, естественно). Техники пока хватает. А ведь…

— Этому «мальчику» уже 23 года! — не без гордости и благоговения произносит Анисимов, положив на борт катера заботливую ладонь.

Да, «Амуры» здесь в основном достигли «совершеннолетия», иным уже третий десяток идет. Штабной корабль, своего рода передвижная база нашей Госинспекции по маломерным судам, тот и вовсе 1971 года выпуска. Поистине гимсовцам есть чем гордиться: латали-реанимировали они своих боевых спутников, давали им новую жизнь буквально собственноручно. Для трех «Амуров» (из двенадцати, состоящих на вооружении ГИМС) даже приобрели недешевое удовольствие — подвесные лодочные моторы марки «Меркурий». Что, естественно, сделало технику более прыткой, мобильной и мощной. Сколько она еще пробегает?

Между небом и водой, но с силовой поддержкой
К флотилии ГИМС присоединяются по пути два патрульных скоростных милицейских катера КС-700. В рейдах, совместных с Государственной инспекцией по маломерным судам, на правоохранительные структуры, как правило, возлагается особая миссия. Ибо ГИМС… все-таки не ГИБДД.

— Понимаете, у нас нет задачи кого-то наказать, МЧС не карательный орган, — поясняет Юрий Анисимов. — Наши задачи — это прежде всего предупреждение, спасение и помощь. Исходя из них мы и работаем.

— А если кто-то действительно заслуживает наказания?

— Процентов 70 тех, кто его заслуживает, обычно понимают нас правильно. Даже каются: да, мол, вы предупреждали, но мы сами влипли и больше не будем…

— Я инспекторам всегда говорю: подходите к делу корректно, чтобы никого не унизить, — добавит позже Василий Голубков, начальник Центра ГИМС МЧС России по Новосибирской области. — Надо четко показать человеку, в чем он не прав, какие именно правила нарушил. И культурно ему все объяснить. А цели непременно составить протокол перед нами не стоит.

Иной раз гимсовцам приходится применять, скажем так, пошаговую систему воспитания граждан. С плеча не рубят, с цепи не срываются, а терпеливо, методично и безболезненно стараются вправить субъекту мозги. Василий Петрович пример привел: поймали как-то одного такого. Протокол составили. Беседу провели. Мужик, по собственному уверению, все понял. Едут обратно, а тот — уже с другой компанией. Вновь пытается, как говорят в народе, водку пьянствовать да беспорядки нарушать… Инспектор ему: «В чем дело?» А он глаза округлил: «Ну теперь-то уж я точно все понял!» Вроде присмирел.

Где-то эти психологические маневры уместны. Но ведь субъект может всякий подвернуться — агрессивный, импульсивный, опять же подшофе, даже вооруженный… В расчете на подобные ситуации инспекторам-водникам лучше, конечно, работать в одной связке с МВД.

— А мы что можем сделать?! В крайнем случае записать данные о такой-то лодке и ее владельце, затем разобраться на берегу, уже с привлечением соответствующих специалистов, — добавляет Юрий Анисимов. — Оружие нам в отличие от правоохранительных органов не полагается. Вот и крутимся… между небом и водой!

— Мы много лет работаем совместно с ГИМС, — по прибытии всего нашего десанта на территорию Бердского поисково-спасательного отряда рассказывает Михаил Романов, начальник линейного ОВД в порту «Новосибирск». — Работаем также по своим приоритетным направлениям — это незаконный оборот оружия, наркотиков, другие преступления, регламентированные Уголовным кодексом. В данном рейде мы не главное звено. Мы — силовая поддержка. Ведь инспектор ГИМС может попасть в ситуацию, из которой ему без нашего участия будет очень сложно выйти. Мало того, есть населенные пункты, где с ним просто никто разговаривать не станет: кто такой, мол, зачем приехал? Неизвестно. А милицейский катер с вооруженным экипажем на борту, естественно, уже по-другому люди воспринимают.

…И будем просто беседовать
В пятницу вечером, затем в выходные рейд продолжился — на акватории вплоть до Ордынского. Что и требовалось доказать: народ оживился, вышел в «открытое море», тем самым заметно прибавив работы участникам рейда. В общей сложности они проверили за три дня 195 судов. Составили — пусть вопреки намерениям, но суровой необходимости ради — 28 протоколов (сумма штрафов колебалась в основном от 100 до 500 рублей). Задержали в том числе гражданина в нетрезвом состоянии, пытавшегося управлять гребной лодкой. Также проверили семь детских оздоровительных лагерей (уделив им особое внимание в связи с недавней трагедией на Азовском море, когда из-за вопиющей безбашенности взрослых погибли школьники).

— В целом вывод такой: люди на воде стали вести себя более дисциплинированно, культурно, в том числе более уважительно относиться к проверке, — уже в телефонном разговоре сообщает нам возглавлявший команду Василий Голубков. — Конечно, это результат многолетней целенаправленной работы наших инспекторов с населением. Думаю, настанет время, когда действительно будем обходиться без протоколов и ограничиваться только беседами. Кстати, среди нарушителей порядка стало меньше жителей Новосибирска, чаще попадаются гости города. Ну а разные службы, задействованные в рейде, подтвердили в очередной раз: вести профессиональную, слаженную работу в единой команде они способны. А ведь это очень важно…

Никто и не сомневается!

А если это всё-таки лето...
Государственная инспекция по маломерным судам Главного управления МЧС России по Новосибирской области напоминает в очередной раз о необходимости соблюдать правила безопасности на водных объектах:
— купаться следует в специально оборудованных местах — на пляжах, в бассейнах, купальнях;
— не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь, как известно, блокирует нормальную деятельность головного мозга;
— в воде следует находиться не более 10 — 15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги;
— при судорогах помогает укалывание в сведенную мышцу любым острым предметом (булавкой, щепкой, остроугольным камнем и т. д.);
— не подплывайте близко к движущимся судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт;
— опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте — можно удариться головой о грунт, подтопленную корягу, сваю и т. п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть;
— не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить» их, подавать ложные сигналы о помощи;
— не оставляйте возле воды малышей;
— очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Их может отнести далеко от берега ветром или течением, захлестнуть волной. В конце концов из них может выйти воздух, что приведет к потере плавучести;
— не пользуйтесь гребными и моторными плавсредствами, водными велосипедами и мотоциклами в зонах пляжей, в общественных местах купания при отсутствии буйкового ограждения пляжной зоны и в границах этой зоны;
— не заплывайте в зону акватории, где передвигаются катера и гидроциклы. Иначе вы рискуете пострадать от действий недисциплинированного или невнимательного владельца скоростного моторного плавсредства.
По вопросам безопасности и охраны жизни людей на водных объектах обращаться по телефону к дежурному службы ГИМС (8-383) 218-74-60 (круглосуточно).