Какой он, настоящий?
Вот сейчас много говорят о том, что 2010 год — год Учителя. Конечно, надо бы государству повернуться лицом к тем, кто воспитывает наших детей.
Сейчас мне 62 года, дети давно выросли, получили хорошее образование, растят своих детей. Жена у меня педагог-математик. Всю себя она отдала школе и детям, подорвала здоровье. Она получала зарплату меньше, чем я, рабочий завода, но никогда на это не сетовала и школу не бросала. На своих же детей у неё времени не было. С ними я сидел по бюллетеню, ибо отсутствие учителя в школе приравнивается к ЧП. Так что я тоже в какой-то степени причастен к школе — помогал жене не срывать уроки.
Я не получил высшего образования, жизнь моя была трудна, а порой и трагична, но я никогда не шёл против своей совести, никого не предал, старался жить в ладах с законом.
В школе, во втором классе, я стал плохо учиться, безобразничал, воровал. Мне учительница прямо говорила: «По тебе тюрьма плачет». Меня и ещё двух ребят она выгоняла с урока, и мы болтались по Каргату, воровали конфеты в магазине, врали дома родителям. В общем, скатывались вниз.
А потом нашу учительницу отправили на пенсию — на неё родители стали жаловаться в райпо. 1 сентября 1969 года, в четвёртом классе, к нам пришла молодая, красивая учительница Машарова Ника Ивановна. Новую учительницу мы, дети, сразу полюбили за доброту, за красивый голос и привлекательную внешность.
Незаметно Ника Ивановна завела в классе новые прогрессивные порядки, которые нам понравились. Впервые в жизни я бежал в школу с огромным желанием — мне там было хорошо. При старой учительнице в школу не хотел идти, а дома ещё хуже было: мать била, отчим ненавидел…
Ника Ивановна обладала великим даром педагога, учила не только нас, детей, но и наших родителей. Как-то моя мать, придя с собрания в школе, сказала отчиму: «А Валерка стал хорошо учиться, по истории одни пятёрки. Новая учительница такая умная, хвалит его, но говорит, плохо одет ваш сын, у доски прячется за меня». После этого мать стала ко мне лучше относиться, даже от отчима защищать начала.
Того добра, что дала мне Ника Ивановна, хватило не только мне, но и моим детям, и внукам. Вот каким должен быть настоящий учитель.