А приумножить чудо мы способны только вместе!
ООО «Газпром трансгаз Томск» — предприятие с более чем тридцатилетней историей, два филиала которого (Новосибирский и Барабинский) работают в нашей области, перечислило более одного миллиона рублей ветеранским организациям ряда субъектов Федерации. А буквально только что завершилась работа по адресу, куда направились сотрудники Новосибирского линейно-производственного управления (ЛПУ) магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск». Мы побывали на месте…
Уже 50 лет Анна Сергеевна Мочалкина проживает в этом скромном домике, который некогда выстроила собственноручно. Вернее, трудились они вместе с супругом, Георгием Терентьевичем, обеспечивая себе заветную крепость. Только к своему золотому юбилею эта крепость едва не наделала бед. Сам-то домишко вполне еще устойчив. Но был при нем навес, частично закрывавший от снега и дождя миниатюрную усадьбу, образуя вместе с подпорками своеобразный тамбур от крыльца до разных приусадебных объектов — баньки, огорода… Вот этот навес однажды возьми и рухни. Вкупе со всей снежной шапкой, которую как раз решил сбросить один из родственников хозяйки. «Чудом никто не переломался и не убило никого, Господи! — осеняет себя она крестным знамением. — Спасибо огромное ребятам, мне они очень помогли», — и уже не сдерживает благостных слез…
Чудом готова Анна Сергеевна назвать и сам факт появления этих «волшебных ребят» в ее дворе. Да, сюжет почти из легендарных «Тимура и его команды»: узнали, кому помощь нужна. Пришли. Рукава закатали повыше. И в считанные дни всё восстановили. Только «тимуровцы» постарше тех, исторических, будут. Плюс работа им выпала посложнее, требующая должных профессиональных навыков. Застать Владимира Крауза и Вадима Анпилова, представителей новосибирского филиала ООО «Газпром трансгаз Томск», довелось мне за работой в ее финальной стадии: оставалось буквально вбить последний гвоздь, что-то подправить, подлатать, подмести… «Да мы еще выйдем сюда, всё посмотрим!» — светится лицом 86-летняя хозяйка, приглашая меня в свои тихие, неброские, но уютные и ухоженные «апартаменты» на чашку чая.
У всякого чуда своя предыстория. Череда обстоятельств, которые, вытекая одно из другого, способствуя одно другому, не могут привести к иной развязке. «С первого дня войны, заставшей меня под Ленинградом, я была мобилизована на оборонные работы, — издалека начинает моя собеседница, уроженка маленькой карельской деревушки, едва ли существующей ныне. — Потом, по окончании войны, работала в Финляндии. Была железнодорожным мастером. Удалось даже двух шпионов задержать…» Да, было дело. А как в наших краях оказалась? Очень просто. Прибыла сюда вместе с мужем-сибиряком.
Сегодня улица Павлика Морозова, где живет Анна Сергеевна, это двадцать шесть частных домишек, в основном таких же золотых юбиляров, которые смотрятся отнюдь не «позолоченно». Да только люди в умирающем секторе продолжают сегодня жить. Так или иначе: кто-то запускает себя и хозяйство, кто-то, напротив, изо всех сил старается сохранить его образцовым. А кто-то и рад бы, но силы уже не те…
Анна Сергеевна, бодрая духом и щедрая на воспоминания, передвигается теперь только с палочкой. Мужа, к сожалению, нет с ней, как и на этой земле, уже тридцать лет. Сын, невестка, внучка с мужем, конечно, маму-бабушку не забывают — приходят, всё необходимое приносят, по хозяйству трудятся. И социальной службе спасибо — действует исправно. Но случись с постройкой полувековой давности что-нибудь из ряда вон, грохнись вот так, в одночасье, кусок дома наземь — что делать? Кто поможет? Соцработники-то все же не специалисты по разбору завалов и не строители…
Информация о ЧП во дворе ветерана Великой Отечественной войны Анны Мочалкиной, когда рухнул навес, стала известна администрации Октябрьского района. А уже от нее — директору новосибирского филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» Владимиру Шмонину, тотчас принявшему меры. Собрал бригаду, необходимые инструкции дал — и вперед. Благо есть в компании всякие работники (столяры и плотники и так далее). Нет, Анна Сергеевна до сей поры ни с кем из них не была знакома. В структуре «Газпрома» никогда не работала (хотя много трудилась — от железной дороги до кузницы, дока, инструментального завода…). Все прежние отношения с этой компанией свелись к процессу газификации ее теперь уже старенького дома. Решилась на этот шаг даже не столько из-за того, что печку стало тяжело топить: «Работу я всякую люблю и к ней привычна, — говорит ветеран войны, — просто, чтобы уголь выбить, надо без конца в райисполком ходить, справки разные собирать, а я дальше калитки уже не хожу, ноги отказывают». И «Газпром» тогда пришел на помощь. Но что придет он, спустя еще несколько лет в качестве вот такого «тимуровца»… Кто бы поверил!
Тем более улицу Павлика Морозова, как и ей подобные, часто навещают всякие горе-доброхоты. «Сколько их тут у меня перебывало! — восклицает Анна Сергеевна. — В основном ходят и обманывают, конечно. Приходят, представляются то сотрудниками райсобеса, то еще кем-нибудь важным, обещают одно, другое, третье: и уголь привезем, мол, и ремонт вам сделаем, и в Дом культуры позовем на праздник, подарок вручим, а пока подпишите такие-то документы и дайте две тысячи. Ну, задаток своего рода. Или сто рублей попросят. Когда как…»
Когда же к Анне Сергеевне в дверь постучали наслышанные о ЧП в ее усадьбе представители Новосибирского ЛПУ ООО «Газпром трансгаз Томск», она, естественно, отреагировала машинально: «Знаем вас…» «Однако наши парни — тоже люди, видавшие виды, определенный опыт жизни имеющие», — замечает Владимир Туфтин, начальник эксплуатационно-хозяйственного участка нашего ЛПУ, руководивший работами и в усадьбе Анны Мочалкиной. Так, памятуя о подобных «благотворителях», газпромовцы поступили иначе. Они приехали к бабушке сразу со строительными материалами. Не открывает? Ну и ладно! Выгрузили все эти материалы во дворе, достали инструментарий и сразу приступили к работе. Все в фирменных спецовках, с узнаваемым логотипом компании. И ничего подписывать не предлагают. И денег не просят. Просто работают.
«Смотрю, вроде в самом деле нормальные люди, на других не похожи, — улыбается сквозь те же слезы радости Анна Сергеевна. — Потом объяснили, что это они мне помощь оказывают. Просто помощь».
Несложно предугадать чей-то скепсис: мол, все это единичные моменты, а нуждающихся куда больше! Никто не спорит. И «Газпром» при всем своем могуществе… таки не всемогущ — тоже приходится делать выбор в пользу особых случаев. Но! Благотворительностью способен на самом деле заниматься не он один. Виталий Маркелов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Томск», неоднократно подчеркивал: «Да, мы делаем всё, что можем. И стараемся тем самым показать пример, напомнить всем более-менее процветающим компаниям, что вместе мы способны сделать очень и очень многое, помогая людям».