USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Второй раунд польских политиков

подготовила Валентина МАЛЬЦЕВА.
Бронислав Комаровский, Лех Качиньский, Дональд Туск (слева направо).
Бронислав Комаровский, Лех Качиньский, Дональд Туск (слева направо).

На выборах польского президента разрыв между главными фаворитами президентских выборов — спикером Сейма Польши, кандидатом от правящей партии «Гражданская платформа» Брониславом Коморовским и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским составляет 4,5%.

Досрочные выборы проходят после трагедии 10 апреля под Смоленском, в которой погиб брат-близнец Ярослава, президент Лех Качиньский, и на фоне наводнений, которые до сих пор не отпускают Речь Посполитую.

В иных обстоятельствах президентские выборы в стране не привлекали бы такого внимания, как сегодня, со стороны и России, и ЕС, и США. Президент в Польше фигура хотя и весомая, но не настолько, как, скажем, во Франции или в США: все же Польша — это парламентская, а не президентская республика.

Но для Польши президентские выборы сейчас — это не просто подбор нового главы государства и выравнивание «семейных перекосов» в политике: близнецы вместе и порознь натворили в ней много такого, о чем после траура по погибшему Леху лучше и не говорить.

Польша и раньше не отличалась политической стабильностью. Но после того как на выборах 2007 года победила «Гражданская платформа» и ее лидер Дональд Туск стал премьером, страна фактически начала скатываться к двоевластию. Между ним и Лехом Качиньским (он президентствовал с 2005 года) развернулась «война полномочий». Туск часто просто не мог «пробить» через Качиньского очень нужные для Польши реформы и уже смирился с тем, что надо подождать выборов нового президента и только после заняться серьезным переустройством здравоохранения, экономики, финансов, законодательной базы страны.