Второй раунд польских политиков
На выборах польского президента разрыв между главными фаворитами президентских выборов — спикером Сейма Польши, кандидатом от правящей партии «Гражданская платформа» Брониславом Коморовским и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским составляет 4,5%.
Досрочные выборы проходят после трагедии 10 апреля под Смоленском, в которой погиб брат-близнец Ярослава, президент Лех Качиньский, и на фоне наводнений, которые до сих пор не отпускают Речь Посполитую.
В иных обстоятельствах президентские выборы в стране не привлекали бы такого внимания, как сегодня, со стороны и России, и ЕС, и США. Президент в Польше фигура хотя и весомая, но не настолько, как, скажем, во Франции или в США: все же Польша — это парламентская, а не президентская республика.
Но для Польши президентские выборы сейчас — это не просто подбор нового главы государства и выравнивание «семейных перекосов» в политике: близнецы вместе и порознь натворили в ней много такого, о чем после траура по погибшему Леху лучше и не говорить.
Польша и раньше не отличалась политической стабильностью. Но после того как на выборах 2007 года победила «Гражданская платформа» и ее лидер Дональд Туск стал премьером, страна фактически начала скатываться к двоевластию. Между ним и Лехом Качиньским (он президентствовал с 2005 года) развернулась «война полномочий». Туск часто просто не мог «пробить» через Качиньского очень нужные для Польши реформы и уже смирился с тем, что надо подождать выборов нового президента и только после заняться серьезным переустройством здравоохранения, экономики, финансов, законодательной базы страны.