USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Газуй! А то проиграешь

Светлана ГАВРИЛОВА. Фото Михаила ПЕРМИНА.
Особый интерес вызвал мусоровоз с задней разгрузкой.
Особый интерес вызвал мусоровоз с задней разгрузкой.

Или еще один красноречивый факт, связанный с безопасностью метана. В России с 2000 по 2004 год было зарегистрировано 215 пожаров при эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе. Все пожары произошли на автомобилях, использующих в качеcтве топлива пропан-бутан. Тем не менее автобусы, переведенные на метан, иногда возгораются, и главной причиной их возгорания является разгильдяйство водителей. По словам В. Хахалкина, «привыкая ездить на топливе, которое в два раза дешевле бензина водители и собственники перестают обслуживать должным образом штатную (бензиновую) систему питания транспортного средства. Когда у автобуса в один прекрасный момент заканчивается газ, водитель вспоминает о бензине и переводит двигатель в режим работы на жидком топливе. В итоге бензин через рассохшиеся шланги льется на раскаленный двигатель. Результаты мы видим по телевидению. А владельцы просят не афишировать причину пожара».

Миф второй: какая разница, на автомобиле с каким топливом ездить?
Помните такую песенку: «Автомобили, автомобили буквально все заполонили...»? Быстрый рост количества автотранспортных средств, работающих на бензине и дизтопливе, приводит к существенному усложнению экологической обстановки. При сжигании этих видов топлива в атмосферу поступает большое количество углекислого газа и вредных веществ (сажа, углеводороды, соединения серы и азота, свинец, а также канцерогенные продукты).

По данным экологов, величина вредных выбросов от автотранспорта в российских городах составляет от 70 до 90 % валового загрязнения воздуха.

Поэтому компримированный природный газ в качестве моторного топлива является отличным выходом для спасения экосреды. Выбросы в атмосферу угарного газа в этом случае в 5—10 раз меньше, чем у бензинового двигателя, окислов азота — в 1,5—2 раза меньше и углеводородов — в 2—3 раза меньше. При полном сгорании метана двуокиси углерода (тепличного газа СО2) образуется на 13% меньше в сравнении с бензином. Применение природного газа в качестве автомобильного топлива вместо бензина снизило бы и выделение парниковых газов. А ведь пока экологическая ситуация неблагоприятна. Поэтому мы болеем, прежде всего страдают люди с хроническими заболеваниями органов дыхания. Вредные выбросы приводят и к ранним смертям. По расчетам экологов, для обеспечения экологической безопасности региона парк автомобилей на природном газе должен составлять лишь 4—5 процентов от всего числа транспортных средств.

Перевод на метан отлично вписывается в концепцию «зеленого роста», озвученную Президентом России Дмитрием Медведевым: обеспечение роста экономики за счет использования современных экологически выверенных и энергоэффективных технологий.

Миф третий: метан дороже, чем пропан-бутан
На эту тему разгорелась дискуссия на семинаре. Больше всего упорствовали новосибирские частники.

Так давайте посчитаем. По словам В. Хахалкина, метан на сегодня является самым дешевым в мире моторным топливом. Что касается России, то еще в 1993 году для стимулирования производства компримированного природного газа было принято постановление № 31 «О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом», в котором установлено предельное значение его цены: она не должна превышать 50-ти процентов от цены бензина марки А-80. (Стоит отметить, что один кубический метр газа по энергетической составляющей и по расходу эквивалентен одному литру бензина.) Таким образом, цена на газ КПГ строго регулируется государством. В Новосибирске один кубический метр газа стоит 7,5 рубля.

Да, газобаллонное оборудование для работы автомобиля на метане стоит в 4—6 раз дороже пропанового. Однако если сравнить экономическую эффективность эксплуатации двух одинаковых автомобилей, один из которых переведен на пропан, а второй на метан, то в итоге за весь срок эксплуатации техники владелец метанового авто получит дополнительный доход в 1,6 раза больше, чем хозяин пропановой техники за счет разницы в стоимости топлива.

Миф четвертый: в Новосибирске нет заправок для железного коня
Действительно, многие на семинаре впервые услышали, что в Новосибирске существуют заправки газомоторным топливом. Их всего две — на улицах Петухова и Станционной. Но их будет больше. Компанией «Газпром» утверждена целевая комплексная программа «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007—2015 годы», направленная на развитие инфраструктуры АГНКС и увеличение числа автомобильной и сельскохозяйственной техники, работающей на компримированном природном газе. В соответствии с ней предусматривается ввод в эксплуатацию 200 новых АГНКС и 90 передвижных автогазозаправщиков в 47 субъектах Российской Федерации, в том числе и в Новосибирской области.

Ровно год занимает процесс оформления земельного участка под АГНКС, и такая ситуация характерна для большинства российских городов.

В течение 2009 года газовики провели работу по определению мест размещения шести заправочных станций на территории Новосибирска. Выбранные места максимально учитывают интересы муниципального, коммерческого и транзитного транспорта. Первая из шести запланированных станций будет построена на Гусинобродском шоссе, земля под нее в настоящее время оформляется. К сожалению, существующие заправки пока мало рентабельны. Проблема такова: заправки есть, но что заправлять?

Миф пятый: о внедрении инноваций на автотранспорте
Миф так и останется мифом, если не решить системно целый комплекс проблем. Казалось бы, и местные власти, и бизнес должны быть заинтересованы в том, чтобы переводить автопарк на экологичное и экономичное топливо. «Пока у руководства муниципальных предприятий нет заинтересованности. Но как показал наш опыт, как только предприятие приватизируется и становится частным, те же самые руководители, которые до этого и слышать ничего не хотели о природном газе, выходят на нас и быстренько просят газифицировать их автотранспорт», — подметил Вячеслав Хахалкин.

Инновации появятся реально тогда, когда по заказам предприятий начнется выпуск новых серийных линеек транспорта на газовом топливе.

Новосибирцы на семинаре смогли сравнить эру прошлого и эру будущего в автотранспорте. Виталий Черных, заместитель директора по инновационным продуктам ОАО «ТФК «КамАЗ», подробно рассказал о новинках газобаллонной автотехники. Это городской и пригородные автобусы «НефАЗ». Для местных представителей дорожно-коммунальных служб были бы интересны мусоровоз с задней загрузкой, вакуумная и дорожная машины. По оценкам специалистов, эксплуатация этой техники позволяет сократить расходы на транспортные перевозки в 2—2,5 раза.

…Как только Виталий Черных озвучил эту цифру, понеслись вопросы из зала: «Сколько стоят машины?»

Ответ: «Для сравнения: цена газового самосвала около 1,8 миллиона, а дизельного — около 1,5 миллиона. Но за счет экономии на топливе и запасных частях в целом прибыль от использования новой техники возрастает в разы. Например, десять газовых мусоровозов за год работы экономят сумму, равную стоимости нового мусоровоза». Все машины отвечают стандарту Евро-4, а некоторые даже перекрывают Евро-5.

«Сам факт перевода на евростандарты не приносит бонусов производителям. По закону с 2012 года вся автотехника, произведенная в России, обязана соответствовать данным стандартам. Но меня радует, что в городах, где используется наша техника, дольше проживут старики, меньше будут болеть дети», — немного грустно признался представитель компании.

А повод для грусти есть, да еще какой. Как это ни парадоксально, пока со стороны транспортников наблюдается слабый интерес к таким умным, красивым, экологичным и экономичным машинам. Крупнейший завод страны может выпускать необходимое количество экологичной техники, а за пять последних лет в России было продано всего 400 машин, работающих на КПГ. Вот и на семинаре в Новосибирске почему-то отсутствовали представители дорожно-коммунальной сферы.

Между тем другие регионы России успели оценить преимущества автотранспорта, работающего на КПГ. Своеобразными поясами внедрения стали автопробеги «Голубой коридор», которые регулярно организует ОАО «Газпром» и ОАО «КамАЗ». В прошлом году во время южного автопробега по маршруту Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск — Сочи машины продемонстрировали высокую надежность, экономические и экологические преимущества природного газа над дизельным топливом и бензином. После этого администрация Краснодарского края закупила 32 автобуса.

В этом году тоже планируется автопробег «Голубой коридор», но по другим городам России. «КамАЗ» готов приехать и в Сибирь, специалисты уверены, что машины выдержат все наши ямы и колдобины. А уж как была бы востребована подобная техника в сибирских селах! Представители «КамАЗа» готовы помочь и с сервисным обслуживанием, и с обучением сибиряков в своем производственном центре в Набережных Челнах.

Готов к активному сотрудничеству с Новосибирской областью и другой автопроизводитель — ООО «Русские автобусы — группа ГАЗ», который представил в Новосибирске городской ЛиАЗ большого класса и автобус КавЗ, работающий на КПГ.

«Для нас производство автобусов на природном газе является самым перспективным направлением, — отметил в своем выступлении Александр Ульянников, директор департамента корпоративных продаж ООО «Русские автобусы — группа ГАЗ». С 2002 года мы произвели более 360 автобусов стандарта Евро-4, все они прошли сертификацию и успешно экспортируются в страны СНГ и Восточной Европы. Но главным достижением для нас является то, что сейчас мы проводим испытания автобуса с двигателем, который достигает требований перспективного стандарта Евро-6».

…Честное слово, было грустно сидеть на семинаре и слушать такое. Выходит, Россия по евростандартам уже опередила Германию, которая только переходит на Евро-5, а сибиряки по-прежнему ездят на своих бензиновых «гробах». Когда же Новосибирск приблизится к заветной мечте об экологичных и экономичных машинах?

В Новосибирске назрела необходимость разработки и принятия целевой муниципальной программы по газификации транспорта. Предварительные переговоры на эту тему ведутся, но если учесть, что вопрос по отводу земли на одну автогазонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) решался год (!), то есть опасение, что программу надолго похоронят многочисленные согласования.

Между тем Новосибирский регион в борьбе за свое светлое социально-экономическое будущее участвует в конкурентной «битве» между другими регионами России. Областные и городские власти много бьются за хорошие дороги. Пора принимать меры, чтобы биться за транспорт будущего. Внедрять автомобили, за которые будущие поколения нам скажут спасибо.

Фотографии статьи
ООО «Газпром трансгаз Томск» расширяет сеть современных АГНКС.