Чтобы не попасть в плен
Для сохранения её жизни врачи посоветовали Тулиновым переехать из загазованного города в сельскую местность.
Так в 1940 году супруги Тулиновы переехали к родителям Ирины Васильевны в деревню Елизаветинку, тогда ещё Михайловского (ныне Куйбышевского) района. Вскоре Дмитрий Васильевич начал работать в Чумаковской средней школе.
В 1941 году вместе с другими учителями Дмитрий Тулинов был мобилизован на защиту Родины и осенью направлен в Томское артиллерийское училище. После его окончания Дмитрий Васильевич получил звание младшего лейтенанта и был назначен командиром батареи. В 1942 году был направлен в Бузулук, где формировался стрелковый полк.
Их полк выехал на Дон и в районе Клетской занял оборону. Здесь сибиряк в составе 1036-го стрелкового полка 293-й стрелковой дивизии прорывал оборону немцев. После окружения немецкой группировки в районе Сталинграда шли на восток, расчленяя вражеские войска на две части.
Под станицей Карповкой Дмитрий Васильевич получил первое ранение. После госпиталя оказался в артиллерийском резерве в Дмитрове. Здесь Дмитрий Васильевич был отобран в редколлегию при штабе артиллерии по выпуску журнала «Опыт применения артиллерии в Отечественной войне», который редактировал главнокомандующий артиллерии Красной армии маршал Н. Н. Воронов. Выпустили всего лишь шесть номеров журнала.
После боёв под Курском, где артиллерийские части понесли значительные потери, многих офицеров из штаба отправили в действующие части. Среди них был и Дмитрий Тулинов. Он стал командиром батареи ПА 76-миллимитровых пушек 89-го стрелкового полка 23-Й стрелковой дивизии 1-го украинского фронта. Дмитрий Васильевич так рассказывал о военных действиях: «В первых числах ноября 1943 года нашу дивизию перебросили севернее Киева. С этой позиции мы прорвали оборону немцев и приняли участие в освобождении столицы Украины. Самым успешным действием батареи считаю уничтожение вражеского дзота, двух миномётов и четырёх пулемётов, что позволило нашему полку овладеть передовой немцев и продвинуться на 32 километра в глубь вражеской обороны».
В середине ноября командир батареи Тулинов был тяжело ранен под Житомиром и попал в госпиталь в небольшом провинциальном городке Коростышёве. Было трудно с питанием, и тогда местное население решило подкормить раненых.
В один из ноябрьских дней обитатели госпиталя были взбудоражены шумом у входа в госпиталь. «Стучали копытами и ржали в упряжке лошади, понукаемые криками возниц, тарахтели брички, шумели, проносясь мимо, автомашины и танки, содрогалось помещение» — так описывал впоследствии происходящее тогда Дмитрий Васильевич Тулинов. В их палату вбежал ходячий больной, схватил свои вещи и, крикнув: «Немцы окружили!», — побежал к выходу.
Вскоре всех охватила паника. Больные, которые могли ходить, отступали, и уже к обеду в госпитале остались только те, кто не мог самостоятельно передвигаться. В палате вместе с Дмитрием Васильевичем остались ещё два сержанта. Они просили его в случае захвата госпиталя немцами застрелить их, чтобы не попасть в плен.
На окраинах города всё ещё продолжалась стрельба, ухали пушки, рвались мины. С минуты на минуту они ожидали появления врагов. Жители, обслуживающие госпиталь, покинули его, оставив раненых на произвол судьбы. К вечеру стрельба в городе утихла и, когда стало совсем темно, раздались голоса русских людей. В палату, где лежал Дмитрий Васильевич, вошёл человек, который сообщил, что он командир партизанского отряда, что они сдерживали немцев сколько могли и что сделать что-либо с оставшимися они не в силах.
В этот момент они поняли, что обречены на гибель. В страданиях и переживаниях прошла ночь. На восходе к госпиталю подъехали машины и кто-то спросил: «Кто из раненых кавалеристы и офицеры?». На носилках вынесли из госпиталя Дмитрия Васильевича с его соседями по палате. Подполковник медицинской службы сказал им, что во вторую машину взять раненых они не могут, потому что там персонал медчасти и оборудование, город находится в кольце окружения, советские войска ещё вчера оставили Житомир, а они решили прорываться на машинах в сторону Киева.
Машины поехали вниз к мостику, что недалеко от окраины города. Такой дерзости немцы не ожидали и подняли беспорядочную стрельбу, когда машины были уже далеко от мостика. Казалось, весь ужас уже в прошлом, но мысли о тех, кто остался в больнице, не оставляли их. Уже позже Дмитрий Васильевич узнал, что немцы стащили их в деревянный сарай, облили бензином и сожгли. В пересыльном госпитале под Киевом его положили на перевязку. Дмитрия Тулинова всё время утешала медсестра: «Ничего, потерпи, миленький блондин, всё будет хорошо».
Когда перевязка была окончена, Дмитрий Васильевич заметил ей, что он не блондин, а брюнет, тогда медсестра поднесла к нему зеркальце и он увидел, что за ту кошмарную ночь его волосы стали совершенно белыми.
Тулинов почти год лечился в госпиталях и в августе 1944 года был уволен из армии по ранению. Защитник Родины награжден 18-го правительственными наградами, в том числе орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны.
С сентября 1944 года Дмитрий Тулинов работал в Чумаковской средней школе директором, заведующим учебной частью и учителем. Его общий педагогический стаж около 30 лет...
В феврале 2006 года Дмитрий Васильевич покинул мир, который так любил.