USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Волонтеры: мы выбираем, нас выбирают

Юлия БЫКОВА. Фото автора.
Волонтеры рвутся в бой.
Волонтеры рвутся в бой.

Речь идёт об организационной стороне вопроса.

Три сентябрьских дня станут для кого-то признанием первого успеха, для многих — получением нового опыта, для кого-то — просто праздником. Как красиво и масштабно выглядят декорации этих впечатлений, мы уже знаем. Но не каждый задумывается, что скрывается за их созданием. Самое непростое — установить порядок в передвижении потоков многочисленных участников и гостей форума, сделать так, чтобы каждый унёс с собой максимум положительных эмоций.

Именно для этого 20 мая представители Дома молодёжи начали отбирать волонтёров, способных взять на себя ответственность за организацию работы грядущего мероприятия. Ребятам, прошедшим все этапы отбора, предстоит встречать иногородние и зарубежные делегации, а также обеспечивать слаженную работу форума.

— В прошлом году волонтёрский штаб формировался стихийно, — рассказывает Евгения Печерина, специалист Дома молодёжи, руководитель волонтёрского штаба «Интерры». — Тогда в работе штаба принимали участие в основном представители молодёжных общественных организаций, ребята с опытом волонтёрской работы. Сейчас мы подошли более организованно к формированию штаба, проводим специальный отбор в несколько этапов, и пройти его может любой молодой человек. Это в основном студенты, часто не имеющие никакого опыта волонтёрской деятельности, но готовые взять на себя ответственность и эффективно работать.

Первый опыт проведения форума показал: оптимальное число волонтёров-организаторов — 200 человек (в прошлом году их было 150), и привлекаться к такой работе должны не только бывалые волонтёры. Делается это для того, чтобы ребята, не имеющие большого опыта организаторской работы, сумели развить в себе соответствующие навыки. Получается, «Интерра» охватит ещё большее число участников, которые смогут получить полезный для себя опыт.

Сначала тестирование, потом собеседование — такой вот незамысловатый на первый взгляд механизм отбора. Тем не менее участникам приходится отвечать на коварные вопросы. Что вы будете делать, если увидите зелёного человечка? Задумались? Ваше место займёт волонтёр с лучшей реакцией! Ну а по большей части вопросы более серьёзные.

Можно ли без подготовки вступить в ряды волонтёров? Я решила это проверить, приняв непосредственное участие в собеседовании. «Что будете делать, если автобус, который должен встречать вашу делегацию, не приедет?» Спрашивают спокойным тоном, но я представила, будто уже подвела свою делегацию, команда за спиной горе-руководителя в негодовании интересуется, как пройти к гостинице пешком, а автобус мирно ждёт пассажиров на той остановке, куда действительно нужно было привести гостей города. «Свяжусь с человеком, который отвечает за транспорт!» — «А если он занят?» — «Ну… позвоню главному после главного!» В общем, я поняла, что отношусь к той категории «неподходящих» людей, которые боятся совершить ошибку. Видимо, таким волонтёрам остаётся либо меняться в ходе работы, либо беречь нервы.

Студентке первого курса Марии пришлось подумать над предполагаемой ситуацией, когда кто-то из гостей чем-то недоволен и в достаточно категоричной форме сообщает об этом волонтёру. Если исключить недемократичный вариант вступления в спор, остаётся либо перебросить ответственность на другую команду, либо обратиться к старшему, либо каким-то образом оперативно решить проблему. Девушка предпочла обратиться к руководителю, однако не исключает и самостоятельного разрешения ситуации.

— Это вопрос провокационный — многие в такой ситуации предпочли бы найти виновного в числе других участников, — говорит Мария. — Я, конечно, не могу гарантировать, что справлюсь с ситуацией сама, но к старшему обращусь. А вот вопрос о дате основания Новосибирска меня поставил в тупик. Конечно, общаясь с гостями из других регионов, мы должны хорошо знать свой город, в том числе его историю…

В общем, готовность к критическим ситуациям — можно сказать, критерий номер один в отборе участников. Разумеется, необходимы ребята, владеющие английским, для встречи иностранных делегаций. А вообще направлений в организационной части работы форума множество, поэтому и люди требуются разные. Кто-то распечатает раздаточный материал для конференции, кто-то проведёт экскурсию — и холерик, и флегматик найдут дело по душе. Но абсолютно всем волонтёрам предстоит интенсивная и даже круглосуточная работа. Вокзал, автовокзал и аэропорт, гостиницы и штабы в пресс-центрах — почти по всему городу ребята будут находиться на посту. 24 часа в сутки. Административный штаб расположится в Доме молодёжи.

Сегодня заявки на участие подали 70 человек, но конкуренция внутри специальных направлений, по словам Евгении Печериной, уже очень большая. Однако у тех, кого не пугают трудности организатора мероприятия, ещё есть возможность вступить в ряды волонтёров. О возможности волонтёрской работы на форуме можно узнать на сайтах Управления по делам молодёжи Новосибирской области и форума «Интерра», а также на молодёжном ресурсе «В контакте».

Отобранные волонтёры пройдут специальную трехмесячную подготовку. Тот факт, что ребята готовы работать над собой три месяца, чтобы провести трёхдневный форум, уже о многом говорит. Ведь сегодня студенты прекрасно понимают: даже ради трёх дней (а если понадобится, и ради одного дня) требуются месяцы, а то и годы серьёзной работы. Да и потом ожидание праздника по накалу эмоций — вполне себе конкуренция самому празднику.