USD 109.5782 EUR 116.1410
 

О соболях, пчелах и строителях

Полина ДОБРОЛЮБОВА.
Заседает Правительство Новосибирской области.
Заседает Правительство Новосибирской области.

Сразу отметим, что заседание проходило весьма оживленно. Членам Правительства, помимо утверждения вполне понятных законопроектов об исполнении регионального бюджета и бюджета областного Фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год, предстояло ознакомиться сразу с двумя совершенно новыми законопроектами, регулирующими такие небезынтересные населению сферы, как охота и пчеловодство. Кроме того, назрела необходимость пересмотреть порядок предоставления госгарантий строительным компаниям. Неудивительно, что по ряду моментов возникли вопросы и серьезные разногласия, на решение которых потребуется дополнительное время.

Арендаторы не вписались в статью
Проект закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» представил начальник управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Михаил Стукало. Он отметил, что данный документ был разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». И пояснил, что области понадобился собственный закон потому, что федеральное законодательство «перевернуло на 180%» многие важные моменты. Например, если раньше охотничьи угодья можно было раздавать по заявкам желающих, то теперь в обязанность субъекта входит проведение аукционов, на которые должны выставляться полностью подготовленные к использованию территории. А это предполагает выделение дополнительных средств из бюджета. И т.д.

В сравнении с федеральным законом об охоте, состоящим аж из 72 статей, новосибирский законопроект получился достаточно компактным — всего 10 статей. И как признали многие члены Правительства, скорее, формальным, дублирующим федеральные нормы и всего лишь фиксирующим тот факт, что данная сфера регулируется законом, а не отдельными чиновниками. Однако один пункт всерьез обеспокоил председателя Правительства — губернатора Виктора Толоконского. Дело в том, что федеральное законодательство предусматривает, что в каждом районе должен быть сформирован так называемый госфонд — общедоступные угодья. И статья №3 новосибирского законопроекта, гласила, что «Общедоступные охотничьи угодья Новосибирской области формируются за счет охотничьих угодий, находящихся в границах территории муниципальных районов Новосибирской области, и должны составлять в каждом из них не менее 30 процентов от общей площади имеющихся на территории муниципальных районов Новосибирской области всех охотничьих угодий». Но проблема в том, что еще до появления федерального закона в Новосибирской области уже были районы, где 100% охотничьих угодий были переданы в долгосрочную аренду!

Виктор Толоконский сразу же обратил внимание коллег на то, что такая жестко прописанная норма может вызвать серьезные проблемы: расторгать договоры с арендаторами — значит вступать в противоречие с Гражданским кодексом РФ, что недопустимо. «Если бы ситуация начиналась с нуля, то и вопросов бы не было… Но уже есть арендаторы!.. И нужно отметить, что формировать госфонд можно только из имеющихся общедоступных угодий», — подчеркнул губернатор. И дал Михаилу Стукало и команде разработчиков законопроекта время на соответствующую доработку.

Дню пчеловода закон не писан
Законопроект «О развитии пчеловодства в Новосибирской области» представил министр сельского хозяйства Георгий Иващенко. Подчеркнув, что данный документ разработан в связи с многочисленными обращениями пчеловодов, желающих, чтобы власти уделяли больше внимания данной сфере, министр дал понять, что в 16 статьях нового закона учтено практически все. Четко прописаны как обязанности властей по отношению к пчеловодам (в том числе предусматривается господдержка), так и требования к пасекам и продуктам пчеловодства. А отдельная статья за номером 15 даже объявляет 14 августа Днем пчеловода Новосибирской области.

Однако ряд пунктов законопроекта все же вызвал вопросы. Некоторых членов правительства смутило то, что закон разрешает размещение пасек на расстоянии всего лишь 250 метров от общественных мест, в том числе детсадов и школ. А Виктор Толоконский заметил, что День пчеловода совершенно необязательно утверждать законодательно: это будет такой же профессиональный праздник, как и любой другой. И выразил сомнения в том, что такая высокорентабельная отрасль, как пчеловодство, нуждается в обязательной господдержке. Хотя при необходимости власти не против того, чтобы помочь людям, занимающимся столь полезным для общества делом и действительно испытывающим серьезные трудности.

В итоге данный документ тоже был отправлен на соответствующую доработку.

Слово банку
Но особо жаркая дискуссия разгорелась в ходе обсуждения новых подходов к предоставлению госгарантий застройщикам многоквартирных домов.

Поясняя причины разработки изменений, министр строительства и ЖКХ Владимир Анисимов посетовал на то, что до сих пор процесс аккредитации строительных компаний, претендующих на помощь властей при получении банковских кредитов на завершение начатого строительства, шел крайне медленно — процедура могла занимать по пять месяцев! А поскольку конечным пунктом был, собственно, банк, принимающий решение о кредитовании, нередко получалось, что усилия пропадали впустую: заручиться положительным решением так и не удавалось. Теперь же, по словам министра, предлагается сделать именно визит строительной компании в банк и получение принципиального согласия банкиров на выдачу кредита отправным пунктом процесса. А сама процедура не должна будет занимать более трех недель.

Однако Виктор Толоконский сразу же прямо заявил о том, что ему «все это не нравится». Он напомнил членам Правительства о том, что и ранее программа по предоставлению госгарантий работала плохо: воспользоваться поддержкой властей смогли лишь 5 строительных организаций из 350 работающих на территории области. И построено ими было всего лишь 30 тыс. квадратных метров из тех 1,2 млн квадратных метров, которые сданы в эксплуатацию. Более того, Виктор Толоконский откровенно признал, что если бы он был застройшиком, то ни за что не стал бы собирать всю необходимую кипу бумаг и проходить через созданную чиновниками бюрократическую систему, напоминающую круги ада. «Уму непостижимо, как можно реализовать такой механизм!.. Очень сложная система, которую вы никак не хотите упростить!» — подчеркнул он, обращаясь к Владимиру Анисимову. И предположил, что предлагаемые изменения положительного эффекта не дадут, так как банки по-прежнему опасаются кредитовать строителей, у которых, как правило, нет имущества, которое могло бы служить залогом. А в том случае, если договориться с банком все же удастся, то и господдержка вроде бы уже ни к чему.

Впрочем, другие члены правительства и присутствовавший на заседании президент областной Ассоциации строителей и инвесторов Константин Боков восприняли предложение Владимира Анисимова куда более благосклонно. Господин Боков заявил, что предлагаемый подход вполне реалистичен, поскольку многие строительные компании работают с банками, имея в наличии именно строящееся жилье. И сейчас главное — это уменьшить процедуру предоставления господдержки именно по срокам и просто поддерживать застройщиков, которые способны самостоятельно находить деньги. Первый заместитель губернатора Василий Юрченко также заверил, что если уж банк готов предоставить кредит, то и весь механизм господдержки данного застройщика будет работать вполне успешно. А с тем, что отбор смогут пройти не все компании, все равно ничего не поделать — такова жизнь: госгарантии не могут вообще ничего не стоить.

В итоге Виктор Толоконский подписать подготовленный Владимиром Анисимовым документ согласился. Но дал понять, что формального отношения к этому вопросу не потерпит. «Спрашивать, сколько госгарантий оформлено, буду каждую неделю! — пообещал губернатор. — И не дай Бог, если застройщики госгарантиями не воспользуются!»