USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Битва с урожаем


В РЗС считают, что к началу нового зернового года Россия подойдет с феноменальным запасом прошлого урожая. С учетом нового останется 40 — 50 миллионов тонн, которые куда-то надо продать.

В текущем зерновом году экспорт составит 21,6 миллиона тонн (18,1 миллиона тонн пшеницы и 2,5 миллиона тонн ячменя). Рекорд был поставлен в прошлом году — 23,6 миллиона тонн. Эта величина, судя по всему, на тот момент была пределом возможностей отечественной транспортной и отгрузочной инфраструктуры. С тех пор как начал работать терминал в Туапсе, бизнес приспособился экспортировать зерно через Дальний Восток контейнерами. Но возможности железной дороги и портов явно возросли не вдвое. Иными словами, нас ждет очередная битва за избавление от урожая.

На мировом рынке, по словам Аркадия Злочевского, российскую пшеницу ждет жесткая конкуренция. Мировые запасы пшеницы на 1 июля составят 198 миллионов тонн. При таком количестве невостребованного зерна ожидать роста мировых цен не приходится, считает Злочевский. Ситуация, по версии РЗС, такова: отвоевывать дополнительные объемы на мировом рынке необходимо, а единственный действенный инструмент для этого — демпинг. В зерновом союзе считают, что в августе, когда российское зерно нового урожая начнет поступать на рынок, цены на него упадут в среднем рублей на 500 за тонну. В результате число рентабельных хозяйств снизится.

Аркадий Злочевский заявил, что себестоимость зерна в этом году несколько опустится благодаря усилиям правительства, направленным на ограничения цен на горючее, минеральные удобрения. Наиболее эффективным хозяйствам условная тонна зерна обходится сейчас в 2,1 — 2,5 тысячи рублей. А продавалась она в текущем зерновом году по 3,6 тысячи рублей. Те, кто начал техническое перевооружение в 2003 — 2004 годах, уже отбили затраты на новые машины и теперь получают прибыль. Такие компании дают 30 — 40 процентов зерна в стране. А вот в неэффективных предприятиях, где себестоимость приближается к 4 тысячам рублей, ни о какой выгоде при снижении цен на пшеницу говорить не приходится.

Для того чтобы «провернуть» избыток зерна и не разорить производителей, в РЗС предлагают государству субсидировать экспорт. Казахстан, по словам Аркадия Злочевского, уже платит по 20 долларов за каждую тонну, вывезенную с территории страны через Россию, и по 40 долларов за тонну, экспортированную через Китай.

До сих пор рассматривается возможность проведения залоговых интервенций, которые в РЗС тоже приветствуют. Однако в условиях дефицитного бюджета РЗС предпочитает делать ставку на более эффективный механизм — поддержку экспорта.