USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Требуя от граждан законопослушания, и сами должны соответствовать

Вадим ГЛУХОВ.
Давайте разберемся... Фото Сергея ИВАНОВА.
Давайте разберемся... Фото Сергея ИВАНОВА.

Например, мой знакомый как-то летним вечером засиделся в сквере, наслаждаясь ароматом расцветшей сирени. А домой он сумел вернуться лишь под утро — милицейскому патрулю внешность приятеля показалась подозрительной: в тот год в Новосибирске велись поиски маньяка, нападавшего на детей. Документов при себе у приятеля не оказалось, и его до выяснения на всякий случай доставили в отделение.

Конечно, в подобной ситуации трудно быстро отличить настоящих нарушителей от тех, кому «повезло» оказаться рядом. Наряд милиции может задержать тебя заодно с виновниками беспорядка, посчитав одним из зачинщиков. Или, например, ты идешь с объемистым баулом в руках, а неподалеку несколько минут назад была совершена кража или ограбление, ориентировка передана всем патрулям. Что произойдет?

…К тому, как следует грамотно вести себя в подобных ситуациях, мы еще вернемся, а пока хочется поразмышлять о более злободневной теме — незаконном превышении стражами порядка своих полномочий, непрофессионализме, от чего страдают граждане, репутация и авторитет милиции.

О проблеме соблюдения прав граждан я беседую с членом политсовета местного отделения Всероссийской партии «Единая Россия» по Центральному району Новосибирска, адвокатом Павлом ЯРОВЫМ.

— Работник милиции, — говорит Павел Борисович, — имеет особый статус. В силу своих служебных полномочий милиционер имеет право требовать от граждан исполнения закона, применять к тому меры понуждения будь то на улице или дома, на работе или в местах отдыха — где угодно.

Естественно, что и спрос с работников милиции со стороны общества тоже высок: а вы сами-то соответствуете требованиям закона? Мы хотим, чтобы сотрудники милиции являли собой образец законопослушания — и это совершенно естественно для правового общества. Тому подтверждение проводимая по указанию Президента России Дмитрия Медведева реформа органов внутренних дел. Полагаю, что она давно назрела, общество ее поддержит. К Президенту России стекается информация о многочисленных фактах злоупотреблений, непрофессиональных действий сотрудников милиции. Некоторые из них (случай со стрельбой в московском супермаркете, происшествие на МКАД) получают широкую огласку в СМИ, нанося значительный ущерб репутации милиции. Ситуацию требуется срочно исправлять, этому и должна послужить проводимая реформа. Ее цель — очиститься от непрофессионалов, от тех, кто своим поведением компрометирует институты исполнительной власти. Чтобы больше не повторялись случаи, когда без каких-либо законных оснований под угрозу ставится жизнь, здоровье и сохранность имущества граждан.

— Павел Борисович, а в вашей практике приходится разбираться в случаях нарушений закона со стороны работников милиции?

— Они, к сожалению, не так уж редки. Вот недавно состоялся приговор Бердского городского суда в отношении бывшего работника ГИБДД Марадулина. Суд установил, что 3 августа 2006 года подсудимый, который на тот момент являлся действующим офицером ГИБДД, на своей личной машине ехал из Новосибирска в сторону Бердска. По ходу движения он сбил насмерть пешехода, после чего сразу скрылся. Он не вызвал ГИБДД, не попытался оказать помощь. Просто уехал, и все. Но на месте происшествия осталась главная улика — оторвавшийся в момент удара номер автомобиля. По нему и установили виновника несчастья. Виновный приговорен к двум годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии-поселении.

Другой пример: на сегодняшний день в производстве Дзержинского районного отдела Следственного комитета Следственного управления при Прокуратуре РФ по Новосибирской области на проверке находится заявление гражданина Г., который требует защиты от произвола со стороны сотрудников милиции. Суть происшествия в следующем: в три часа ночи он с женой и водителем возвращался из кафе. Для того чтобы водитель мог добраться в столь поздний час домой, вызвали для него такси. Однако когда компания подъехала к дому Г., из темноты показалась патрульная машина ДПС; первый вопрос — относительно причин столь поздней поездки — последовал таксисту. Г., чувствуя свою ответственность за происходящее, высунулся из машины и начал объяснять, что ничего страшного не происходит, люди приехали домой. После этого, как указал Г. в своем заявлении, его вытащили из машины, надели наручники и принялись избивать, потом доставили в дежурную часть, где составили протокол за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Сотрудники милиции отрицают факт избиения, между тем у потерпевшего имеются медицинские документы из травматологического пункта, зафиксировавшие сотрясение головного мозга, вывих левого плечевого сустава. Несколько недель гражданин провел на излечении в медицинском учреждении. Есть и показания свидетелей.

Еще пример: сотрудники ГИБДД останавливают на дороге автомобиль. Следует обвинение в том, что водитель находится за рулем в нетрезвом состоянии. Но вместо того, чтобы тут же провести медицинское освидетельствование, начинается вымогательство взятки. За деньгами потерпевшая и сотрудники отправляются на другой конец города. В дороге раздается телефонный звонок, и женщина кому-то сообщает о происходящем — это пугает вымогателей, они разворачивают машину, возвращаются вновь на то место, где за час с лишним до этого остановили автомобиль потерпевшей, и составляют протокол о якобы отказе женщины от медицинского освидетельствования. Однако женщина решает отстоять справедливость, обращается с заявлением в органы о вымогательстве. Начинается служебная проверка, сотрудники ГИБДД не могут внятно объяснить, почему оставили место происшествия, зачем поехали домой к водителю и т. д. Доказать попытку вымогательства не удалось, но сотрудникам объявили неполное служебное соответствие. Это последняя ступень перед увольнением, так что есть надежда, что им теперь недолго работать в ГИБДД.

— Хороший пример тому, как надо действовать в подобных ситуациях — «звонок другу» может отрезвить вымогателей?

— Несомненно.

— Что происходит с нашей милицией? Видимо, это последствия перестройки, когда в обществе и государстве воцарился правовой нигилизм, из милиции ушли опытные, грамотные кадры, а те, кто остался, столкнулись с валом преступности, массовой криминализации населения — и милиция стала задыхаться, не справлялась со своими задачами, в ее рядах начался процесс перерождения…

— Я бы не стал идеализировать и милицию советских времен. Да, она не была в такой мере, как теперь, коррумпирована, но случаи превышения должностных полномочий, избиения невинных людей имели место и тогда. Просто раньше об этом нигде не сообщалось, тема была закрытой. Коррупция — да, стала масштабным явлением уже в наше время, когда появилось достаточно много людей, владеющих очень значительными капиталами, которые хотят жить не по общепринятым нормам и законам, а по понятиям, подкупая тех, кто по долгу службы обязан бороться с подобными проявлениями в государстве. Вспомнить хотя бы известное московское дело об «оборотнях в погонах», когда был выявлен и осужден ряд высоких чинов из правоохранительных органов — полковники и генералы обслуживали криминальные структуры.

Есть информация, что готовится введение деклараций для офицеров милиции. Мера нужная, она поможет отсеять тех, кто не чист на руку. Хотя, думается, не мешало бы взять под контроль и сержантский состав милиции. Потому что иногда сталкиваешься с парадоксальными моментами в практике: оперативный сотрудник в возрасте около 25 лет разъезжает по служебной надобности на престижном автомобиле стоимостью не менее 1,5 миллиона рублей. Знаю, что в отношении одного из подобных «наездников» граждане обратились с вопросом в органы, оттуда пришел ответ: оснований для вмешательства нет, автомобиль милиционеру не принадлежит, парень ездит по доверенности. Кто в это поверит? И таких вопросов пока остается много. Этот нарыв должен прорваться.

Но при этом я против поголовного обвинения милиции во всех недостатках. Я хорошо знаю эту систему и могу твердо утверждать: абсолютное большинство сотрудников — это честные люди, которые рискуют жизнью за мизерную зарплату, живут скромно и достойно, желая лишь, чтобы меньше было преступлений. Работа тяжелая, не зря во всех развитых странах она оплачивается очень хорошо, престиж ее так же высок, как и деятельность хорошего врача или ученого. Государству и обществу, на мой взгляд, следует изменить свое отношение к милиции. Работники милиции должны иметь высокую заработную плату и серьезный пакет социальных гарантий. Затраты эти для государства окупятся многократно. Но при этом спрос с работников милиции должен быть весьма высок.

«Будьте любезны представиться»
А теперь несколько советов при общении с милицией.

Итак, вас задержали. Неважно, почему вы задержаны, случайно или преднамеренно, обоснованно или несправедливо. Вы должны помнить, что сотрудники милиции представляют государство, и вы обязаны вести себя корректно — этим вы избавите себя от нежелательных последствий: среди сотрудников тоже могут находиться разные люди, в том числе и в излишне нервном, а то и больном состоянии, это надо учитывать. Но вы гражданин и ваши права должны соблюдаться, а личное достоинство не подвергаться оскорблению — это не подлежит сомнению.

Традиционные фразы, с которых милиция начинает общение: «Документы» и «Пройдемте». Это не совсем правильно. Сотрудник обязан представиться и показать удостоверение. Фразы, подходящие к ситуации: «Вы не могли бы представиться?», «Будьте любезны представиться», «Могу я увидеть ваше удостоверение?» На предложение предъявить документы (паспорт) предложите объяснить причину такого к вам интереса. Даже проверка документов должна иметь под собой какие-то основания. А тем более, если вам предлагают (приказывают) «пройти». Надо знать, вас приглашают (с вашего согласия) или задерживают. Поэтому перед тем, как проследовать за сотрудником милиции в дежурную часть, в опорный пункт или куда-то еще, следует спросить, задержаны ли вы или нет, и если да, то по какой причине.

При этом очень важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы, с одной стороны, не заработать неподчинение сотруднику милиции (а это серьезное правонарушение), с другой — дать понять, что бояться вам нечего и свои права вы знаете хорошо. Про оскорбление сотрудника милиции или сопротивление ему и говорить нечего — это уже статьи Уголовного кодекса.

Постарайтесь запомнить все, что вам удалось узнать, в том числе фамилию, имя, отчество, звание сотрудника и номер его удостоверения. Самое лучшее при задержании — все записывать: номер отделения, номер машины, время и т. п. Все это пригодится, если вдруг придется что-то доказывать или жаловаться.

Вы не обязаны носить с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Но в случае его отсутствия сотрудник милиции вправе задержать вас для установления личности в административном порядке не более чем на 3 часа.