USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Мне дали не квартиру, а новую жизнь…»

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ. Фото автора.
Карасучанин Владимир Михайлович Валько, инвалид, ветеран Великой Отечественной войны, рад улучшению своих жилищных условий, осталось главное — довелось бы немного пожить.
Карасучанин Владимир Михайлович Валько, инвалид, ветеран Великой Отечественной войны, рад улучшению своих жилищных условий, осталось главное — довелось бы немного пожить.

— Встал на очередь в 1990 году, тогда жили с женой в стареньком шлаколитом доме, полученном еще от совхоза «Дзержинский», где работал зоотехником, управляющим отделением. Дети, все шестеро, выросли, выучились, разъехались, а нам частный дом и двор содержать было не по силам. А как восемь лет назад умерла жена, так и вовсе одному тяжко стало. У меня ведь еще и пальцев на правой руке с войны нет…

Выделили социальную квартиру, прожил в ней без малого восемь лет. Не жизнь была, а мучение: первый этаж, сыро, холодно, как в подвале. Начали ходить с дочкой по кабинетам властей, так вот эту квартиру в прошлом году выходили. Теперь живу и радуюсь, вроде мне дали не квартиру, а новую жизнь. Один живу, не хочу детям мешать, у них свои семьи и своя жизнь. Ко мне из соцзащиты приходят три раза в неделю, прибрать, постирать, помочь. Много ли пожилому человеку от жизни надо? Главное — здоровья, немного внимания от детей, внуков...

Юбилейную медаль и цветы не так давно вручили, домой принесли, приглашали, правда, в администрацию на торжество, но не смог по здоровью. Два года, как на празднование 9 Мая не хожу, тяжело. Здоровье каждый год поправляют в военном госпитале, но все одно — возраст берет свое, раньше было святое дело: пойти, порадоваться, помянуть. На войне был командиром орудия, семь человек расчета постоянно менялись, то ранит, то убьет бойцов, меня Бог миловал. Три пушки за это время сменили, возить их лошадей давать не успевали, гибли животные часто, на себе орудие больше тягали. Нацепим привычно шесть лямочек и пошли вместе с пехотой вперед, хорошо, я здоровьем и ростом не был обижен, мог…

Призывной возраст у Владимира Валько подошел только в 1943 году, немного подучили новобранцев и на фронт, где каждому хватило лиха. Первое тяжелое ранение получил в апреле 1945 года, ровно за месяц до капитуляции фашистов, можно считать, что все остальное время младшему сержанту Валько везло. Послевоенная жизнь у бывшего солдата сложилась, как положено: семья с ее заботами, отличие в трудовых буднях, уже вместо ратных. Есть продолжение рода, след на земле: одиннадцать внуков выросли, дождался и четырех правнуков. Время стремительно движется, особенно заметно это по взрослеющим детям и тающему здоровью. Начало серьезно подводить бывшего фронтовика зрение, не почитать уже любимых газет, кино не посмотреть. С ровесниками, как раньше, накоротке не собраться, одни далеко, других нет. Можно еще, по здоровью, прогуляться потихоньку возле дома, поговорить с людьми, без общения, пока жив, нельзя.

Квартиру Владимир Михайлович получил в доме по улице Тургенева. Дом не из новостроек, но в неплохом состоянии. При переезде новосел так спешил, что ремонт решил отложить, да и квартира, чистенькая, ухоженная, его срочно и не требует. Небольшие кухня и спальная комната, гостиная, смешанный санузел с современной душевой кабиной. Ветеран с удовольствием показывает жилье, рассказывая:

— На День Победы с бывшей работы обязательно приедут с подарками поздравить, никогда не забывают. Ученики придут, от совета ветеранов. Всегда дети с семьями стараются все собраться. Внимания много. Но квартира — главный подарок, спасибо всем, кто помог мне ее получить.