USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Глава третья, успешная

Зоя ТЮРИНА Венгеровский район. Фото автора.
(Слева направо): директор Михаил Еремеев, водитель Андрей Медведев, газоэлектросварщик Владимир Петров.
(Слева направо): директор Михаил Еремеев, водитель Андрей Медведев, газоэлектросварщик Владимир Петров.

Значит, и «химикам» приходилось перебиваться случайными заработками. Их дело неминуемо двигалось к банкротству.

А третья «глава» началась пять лет назад, когда бедствующее предприятие купили Алексей и Михаил Еремеевы. Первый из братьев — экономист, второй — предприниматель, который растил пшеницу на арендованной земле.

…В их директорском кабинете еще пусто и неуютно. До офисного дизайна пока руки не доходят. Зато в основном производстве сделано немало. И в этом легко убеждаешься, едва ступив на территорию. Тяжелые грузовики один за другим встают у зернового склада под погрузку и выезжают за ворота. В гараже — новые машины, и вообще, царит атмосфера дружной работы. Но все по порядку.

Вместе с базой Еремеевым достались три автомобиля и три трактора. Новые хозяева добавили в парк свою технику и на этой основе попытались раскрутить дело. Но не пошло. Большие средства приходилось отвлекать на ремонт, и при этом не было гарантии, что та или иная машина не сойдет с линии и в срок доставит груз заказчику. И тогда они решились на кардинальный шаг. Продали все грузовики, взяли еще банковский кредит и купили шесть новых КамАЗов. Вот с этого времени их бизнес и пошел в гору. Теперь уже без страха можно было браться за любой заказ, осваивать новые виды услуг.

Михаил Павлович с гордостью рассказывает: как-то вечером позвонил один из клиентов и сделал выгодный заказ. Но поставил условие: завтра в восемь часов утра ваши КамАЗы должны быть в Кемерово. И они не опоздали ни на минуту.

Да, помимо обновления автопарка, пришлось почти полностью обновить коллектив. Хорошие работники из «Агропромхимии» давно уволились. С пьяницами Еремеевы расстались, как только пришли, с лодырями — попозже, когда разобрались, кто в коллективе что из себя представляет. Их места на производстве заняли новые люди, которые умеют работать и поэтому в состоянии зарабатывать для себя и для предприятия.

Директор с уважением называет в числе таких Андрея Медведева, Евгения Красько, Александра Андрюшенко, Владимира Петрова и других. И еще раз уточняет: с такими можно строить смелые планы и успешно их реализовывать.

Начали они с грузоперевозок. Крупные заказчики — сельхозпредприятия (в основном это вывозка зерна) и районная администрация (вывозка угля). Железнодорожный тупик находится в Чанах, а только для школ, садиков, ФАПов на зиму требуется 17 тысяч тонн, так что работы у перевозчика хватает. Плюс заказы населения.

В 2007 году Еремеевы получили строительную лицензию. И уже сдали пять типовых домов по канадской технологии (из сэндвич-панелей). Тут удачно сошлись интересы строителей и возможности, которые предоставляет федеральная программа по обеспечению жильем сельских семей. В основном схема такая: 70 процентов стоимости дома оплачивает государство, тридцать — будущий хозяин. Как правило, доля хозяина представлена материнским капиталом. Или ее платит хозяйство, предприятие, возводящее жилье для своего работника.

Так, по заказу ЗАО «Рямовское» «Агропромхимия» построила дом для семьи Мухиных. В семье двое детей, родители (отец тракторист, мать кладовщица) — члены акционерного общества, и оно предоставило им кредит. От государства получено 1050 тысяч рублей.

«Агропромхимия» и сама купила участок земли под три дома. Это рядом с предприятием, прямо в березовой роще. Коммуникации подводили осторожно, чтоб не испортить райский уголок. Один дом здесь уже построен. В двухэтажный красавец общей площадью более ста квадратных метров въехала семья Александра Андрюшенко, одного из лучших водителей.

— Мы ему выдали беспроцентный кредит — заработал такую льготу. Причем выплату Александр начнет производить, когда обживется в новых стенах. Раньше-то его многодетная семья жила в старом пятистеннике: что там можно было разместить, кроме кроватей? Теперь пусть покупают хорошую мебель, обустраиваются. Если дело и дальше пойдет не хуже, поставим и остальные два дома.

А дело идет. В прошлом ноябре предприятие выиграло тендер на строительство водопровода в селе Ключевая (раньше, наверное, это была деревня, отсюда и название в женском роде. — Авт.). Сразу начать работу не дали жуткие морозы, но как только погода позволит, строители «выдвинутся» в Ключевую. По проекту водопровод пройдет только по улице, но при желании домовладельцев воду можно будет заводить прямо в квартиры.

Еще один выигранный тендер — на ремонт школы № 1 в райцентре. Там уже сейчас, не дожидаясь летних каникул, начали менять окна старого образца на пластиковые. Заказы от населения на облицовку домов сайдингом, замену окон, кровли тоже поступают, но они не в избытке. Большинство населения — люди не особенно богатые, привыкшие экономить на всем, в том числе и на качестве собственной жизни.

Однако в последнее время внешний вид усадьбы, ее комфорт уже начинают играть для домовладельцев определенную роль. На любой улице можно увидеть дома, обновленные с помощью современных отделочных материалов. Тем более что цены на услуги строителей достаточно умеренные.

Спрашиваю, как сами Еремеевы оценивают становление своего бизнеса. Оказывается, не на пятерку. Можно было, говорят, развиваться быстрее, но поперек дороги, как всегда, лежат наши русские колдобины. Говорим о самом болезненном в данном случае — отношениях государства и малого бизнеса. Сколько тут непонятного! Вот, например, разрешили вкладывать материнский капитал в улучшение жилищных условий. Семья выбрала строительство нового дома. В селе это действительно очень выгодно, если войти в федеральную программу «30+70»: 70 процентов стоимости будущего дома вносит государство, 30 — будущий хозяин. Все обо всем договорились, все бумаги оформили. Однако получить напрямую материнский капитал ни семья, ни строители не могут. А сначала мать должна в банке оформить кредит на положенную сумму, начать его выплачивать. И только это будет считаться достоверным сигналом о намерениях построить дом.

Между оформлением кредита и поступлением на счет материнского капитала проходит обычно три-четыре месяца. Семья теряет немалую сумму, строительная организация вынуждена какое-то время вести работы на собственные средства. Кто в выигрыше от этой волокиты? Только банк.

Ощутимо откатился назад и зерновой бизнес Еремеевых. В свою пашню они в прошлом году вложились по максимуму. Купили новый посевной комплекс, хорошо подготовили землю, внесли удобрения, выполнили химпрополку посевов и в результате получили по 24 центнера с гектара. Но урожай не обогатил и даже не перекрыл вложенных в него средств. Достойной цены на рынке так и не появилось. В конце концов проблемы взяли за горло, и пришлось отдавать зерно за бесценок. Сейчас КамАЗы везут их пшеничку в Омск по две тысячи рублей за тонну. Из этой суммы еще надо 80 рублей отдать элеватору, на 300 потянут транспортные расходы. Чистыми выйдет 1620 рублей.

А что было делать! Основной платеж по кредиту на те новенькие КамАЗы — 220 тысяч рублей в месяц плюс банковские проценты. Ходить же в должниках они не привыкли.

Но Еремеевы удар пока держат: у них производство многоотраслевое. Потеряли на пашне — возьмут на перевозках, строительстве. К тому же помнят, как в 2008 году продали зерно по восемь с половиной тысяч за тонну. И надеются, что государство в конце концов найдет схему, по которой его поддержка придет непосредственно к труженикам, а не через руки коммерческих структур.

Фотографии статьи
Новый дом семьи Андрюшенко.