Священные туристы
Недельная поездка, которая стала для меня лучшим подарком ко дню рождения, сломала мои стереотипы. Поскольку полтора года назад Израиль отменил визы для россиян, попасть в страну оказалось гораздо проще. Летела из Москвы на «Боинге» израильской авиакомпании EL AL Israel Airlines.
Но есть одно «но». Служба безопасности авиакомпании тщательно проверяет всех пассажиров и их багаж. Кроме того, пассажиры проходят «интервью». На вопросы надо отвечать четко и не шутить. Например, я сдала свою сумку в камеру хранения в Москве. Сотрудница службы безопасности спросила меня: а) сама ли я упаковывала багаж, б) могу ли перечислить, что находится в сумке и пакетах. Услышав про камеру хранения, мою сумку подвергли тщательному досмотру, а меня обыскали, раздев до нижнего белья. Если бы я отказалась, просто бы не пустили в самолет. Совет здесь один: если не понимаете на иврите или английском, просите, чтобы «интервью» перед полетом проводил русскоговорящий сотрудник службы безопасности. Некий дискомфорт забывается, когда подумаешь, что, в общем-то, эти люди заботятся и о тебе. Позже я узнала, что авиакомпания признана самой безопасной в мире, а на борту каждого самолета во время полета находится не менее шести вооруженных спецагентов в штатском (кто именно, я не поняла).
...Международный аэропорт вблизи Иерусалима носит имя первого премьер-министра Израиля Давида Бен Гуриона, политика совершенно необычного. Забегая вперед, скажу, что после выхода на пенсию он уехал вместе с женой в израильскую пустыню, где жил до самой смерти. В честь него много чего названо в Израиле, в том числе и единственный в стране международный аэропорт, современный, очень красивый и комфортный. Не могу удержаться и не сказать про то, на что еще обращает внимание русский человек. Туалеты. Помимо кабинок для обычных смертных, обязательно есть кабинка, на которой висит картинка: человек в инвалидном кресле. Потом я видела много чего для людей с ограниченной подвижностью — так официально в Израиле называют инвалидов.
...Погода в Израиле меняется, как настроение капризной женщины. Два дня в Иерусалиме лил дождь как из ведра. Я не пожалела, что захватила с собой шерстяные носки. Люди кутались в теплые куртки. Конец февраля мне напомнил наш холодный, пронизывающий, промозглый ноябрь. И как неудачно я забыла дома зонтик!
...Удалось согреться за завтраком в одной из уютных местных гостиниц. Поскольку в Израиле два государственных языка — иврит и арабский, на помощь может прийти и знание английского, который, по сути, является третьим неофициальным языком.
Русский язык тоже очень распространенный. Из 7 миллионов человек, проживающих в стране, полтора миллиона говорят по-русски. Например, во многих отелях, чувствуя мой слабый английский, администрация просто «закрепляла» за мной русскоговорящий персонал. На всякий случай, если вы заблудитесь в Израиле, можно воспользоваться не теряющей актуальности рекомендации Виктора Шендеровича: «Граждане хорошие, как пройти?» У меня это сработало, когда я искала в одном из супермаркетов «чендж» — обменник.
Еще несколько слов хочу сказать про гостиницы. В Израиле отсутствует привычная для нас звездность отелей, имеется собственная система классификации. Но в целом практически все отели отличал очень высокий сервис. Убирают номера в основном арабы, легальные мигранты.
...Традиционную еврейскую субботу я встретила в Тель-Авиве. Началась она с того, что лифт в гостинице начал «хулиганить» и останавливаться на каждом этаже. Оказывается, во время шаббата (с момента заката солнца в пятницу и до наступления субботы) официальные выходные имеют не только люди, но и лифты. В Иерусалиме в шаббат жизнь просто замирает. В Тель-Авиве были закрыты практически все магазины и учреждения, но на пляжах не прекращали действовать всевозможные закусочные. Клиентов терять не хочется!
Что касается еды, то знакомство со знаменитой кошерной пищей началось уже в самолете. Например, на пакетике с орехами было написано «Освящено раввинатом». Во всех отелях Израиля тоже подают пищу со специальными отметками о кошерности. Кашрут — это целый кодекс понятий о кошерности. Например, запрещено употреблять в пищу свинину, а молочное можно есть через несколько часов после мясной пищи и т.д. Но голодным в Израиле не останешься. В гостиницах на завтрак ждет шведский стол. Много салатов, фруктов. Из молочных продуктов мне понравились необыкновенно вкусный гранулированный творожок, омлеты, йогурты. Любителям солененького придется во вкусу маринованная селедочка. Всегда изумительная свежая сдоба. Популярные напитки — кофе, чай, особенно со свежей мятой.
С деньгами так. Национальной валютой является шекель, который в принципе можно обменять в местных банках. Шекель состоит из трех агорот — монет достоинством 5, 10 и 50. Но для меня не было проблемы рассчитываться долларами. Их принимали и на арабском рынке Шук в Иерусалиме, в кафешках, магазинчиках и даже в православном храме. За один доллар давали около 4 шекелей (курс меняется от 3,4 до 3,8). Доллары можно обменять и в отелях, правда, получится немного дороже.
Зачем нужно ехать в Израиль? По разным причинам. Однозначно жемчужиной страны является древний, почти мистический, описанный Михаилом Булгаковым город «Ершалаим». Наше путешествие — «хождение» по трем морям — Мертвому, Красному и Средиземному. Море и солнце, сухой климат пустыни Негев серьезно помогли мне сразиться с личным врагом — астмой.
В Израиле нет такой кладовой природных ископаемых, как в России, но из руин древних городов, прибрежных пляжей, скал нация, которой навесили клише ювелиров и ростовщиков, смогла создать великолепную приманку для туристов. Это и хорошие дороги (в пустыне!), и высокий сервис даже в мелких закусочных, и огромное количество путешествий на любой вкус и кошелек туриста.
Люди едут и будут ехать на отдых в Израиль потому, что здесь безопасно, комфортно отдыхать. И туристы для страны — так же священны, как древние постройки Яффы. Поэтому в стране разработана трехлетняя программа развития туризма. Министерство туризма Израиля возглавляет молодой, образованный и прогрессивный министр Стас Мисяжников. Бывший москвич и репатриант, он, благодаря своим деловым качествам, сделал отличную карьеру после переезда из Москвы. По мнению Мисяжникова, израильский туризм будет развиваться, опираясь на 4 «якоря». Первый — правильное и грамотное позиционирование страны. Второй — турбизнесом должны заниматься только профессионалы. Третий — не ждать, когда туристы поедут в Израиль, а самим изучать запросы туристов разных стран, в том числе и России, и предлагать разнообразное «туристское» меню. И, наконец, четвертый «якорь». Чтобы привлечь за три года один миллион дополнительных туристов, нужно строить жилье для туристов на «любой вкус и кошелек». В принципе, уже сейчас в Израиле можно остановиться и в фешенебельном отеле, и в кибуце, и на молодежных базах отдыха, арендовать шале, пожить в христианских хосписах. Но мест для проживания будет строиться еще больше, чтобы еще больше удешевить пребывание. Развитию туризма с Россией придается очень большое значение. Министр высказал идею, которую могут взять на карандаш и наши региональные представители турбизнеса. Например, продумать маршруты для российских школьников, которые могут проживать в израильских семьях, а потом организовать встречное движение — израильтяне могли бы приехать к нам и отдохнуть.
Сейчас, спустя некоторое время, убеждаешься в правоте слов министра, когда он говорит о профессионалах в бизнесе. Лучший подарок для туриста — это гид. Терпеливый, компетентный, умеющий не только интересно говорить, но и слушать. Для нашей группы таким профи стал Влад Соколовский, окончивший в свое время Ташкентский и Иерусалимский университеты. За семь дней трудно понять и разобраться в истории любого государства. Но с хорошим гидом ты начинаешь знакомиться и влюбляться в то, о чем и не подозревал: в древний город Авдат, пустыню Негев, крепость Масаду. Я — реалистка и понимаю, что в истории Израиля есть много легенд. Но наступает момент, когда ты перестаешь понимать, где — миф, а где — подлинные страницы истории.
(Продолжение следует.)