Вера и доверие
Как рассказала заместитель начальника управления образовательной политики в сфере общего образования, начального и среднего профессионального образования в Новосибирске и Новосибирской области Елена Юрьевна Плетнёва, курс будет вестись по шести модулям: основы православной, исламской, буддистской и иудейской культур, мировых религий, светской этики. Последний оказался самым популярным — изучать его предпочли более 18 тысяч учащихся. Удивительно, но многие родители выбирали модуль не по тому, к какой религии привержена семья: уверенные в том, что их дети хорошо знают «родную» религию, стремились дать ребёнку знания по другому направлению.
Конечно, можно подумать, что на этих уроках детям будут навязывать то или иное вероисповедание, но Елена Юрьевна развеяла этот миф:
— Этот курс будут вести педагоги, а не представители конфессий и религиозные служители. Язык, на котором учителя должны будут говорить с детьми, — это язык, который ни в коем случае не призывает к какой-либо религии. С детьми будут обсуждаться вопросы нравственности, человеколюбия, толерантности, милосердия, и первая тема, независимо от модуля, — «Моя Родина — Россия». Самый главный критерий работы педагога — отсутствие жалоб со стороны родителей.
В вопросе подготовки педагогов региона большую роль играет Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
— Очень сложно за один только март подготовить 1286 педагогов, — прокомментировал ректор института Василий Яковлевич Синенко. — 86 преподавателей-консультантов прошли обучение в Москве по всем шести модулям, и теперь они, в свою очередь, должны обучить педагогов города и области.
В начале марта на базе института прошёл семинар с руководителем рабочей группы по написанию учебника «Основы православной культуры» протодиаконом Андреем Кураевым. На этой встрече педагоги очень подробно познакомились с тем, как вести данный курс. «Учитель должен быть профессионалом, — говорит Кураев. — Он должен любить детей, свою профессию и себя в этой профессии, тогда у него всё получится». Протодиакон подчеркнул, что недопустимы критика чужих убеждений и призыв к религиозной практике, то есть «можно позвать детей в храм на экскурсию, но нельзя позвать в храм на молитву в рамках этого курса».
Одна из проблем «Основ религиозных культур и светской этики» — настрой учителей на новые технологии обучения, ведь этот курс весьма отличается от привычных нам химии, математики, биологии. Как сказал Василий Яковлевич, «надо обучать учащихся, общаясь с ними». Религия и этика сами по себе предполагают сотрудничество и взаимопонимание.
— Дорогие коллеги, — обратился к педагогам на семинаре Андрей Кураев, — не стесняйтесь на уроках вслух говорить «не знаю». Во-первых, потому, что мир религии — это мир, где кончаются проблемы и начинаются тайны. Поэтому сказать «не знаю» в этом аспекте не стыдно. Во-вторых, вспомните, какое у нас было образование…
Такой подход будет сложен не только для учителей, которым придётся отказаться от своих стереотипов и заговорить с ребёнком на равных. Школьники, которым четыре года внушали, что они должны «слушать и говорить, когда их спросят», теперь должны научиться рассуждать, строить диалог.
Чтобы заниматься с детьми духовно-нравственными вопросами на основе религии, приходится и с родителями проводить воспитательную работу. Для них даже специально подготовили книгу, чтобы взрослые понимали, какие темы поднимают в классе и как им дальше работать с детишками дома. Все книги — и учебники для школьников, и методички для педагогов, и книги для родителей — должны прийти в регион до первого апреля, когда апробация вступит в силу.
Курс рассчитан на две четверти: последняя в четвертом классе и первая — в пятом. С одной стороны, такой разрыв кажется странным, будто сделали всё наспех, с другой, — в этом есть очевидный плюс для детей и родителей. За лето родители и ребёнок могут пересмотреть свои взгляды и переменить модуль, хотя такое непостоянство в первую очередь вызовет сложность для педагога.
— Главный принцип выбора модуля — это добровольность, подчеркнула Елена Юрьевна Плетнёва.
— На сегодняшний день, ознакомившись с модулем, родители могут не водить ребёнка ни на один из модулей, и это будет их право. Но по результатам социологического опроса, проведённого в период подготовки в 12 регионах страны, из 170 тысяч опрошенных родителей 64% отнеслись к этому курсу положительно, 8% — безразлично и только 15% — отрицательно.
Судьба этого предмета после апробации представляется довольно смутно: неизвестно, останется ли он по-прежнему добровольным, нужно ли будет переделывать сам курс, переписывать учебники, менять период обучения. Результаты подведут уже в июне этого года на окружной конференции в Новосибирске. Интересно, что это будет едва ли не единственный школьный предмет, за который дети не получат оценок! Наверное, потому, что ещё не придумали, в какой системе оценивать духовность и нравственность.