О беспечности и бесчеловечности
Собственно, этой теме и была посвящена пресс-конференция в агентстве «Интерфакс-Сибирь» заместителя западно-сибирского прокурора Михаила Аскерова, западно-сибирского прокурора Сергея Феоктистова и первого заместителя западно-сибирского транспортного прокурора Дениса Костенко — «Состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта региона, меры противодействия экстремистским проявлениям».
…Однако разговор начался с того, что касается каждого, — с соблюдения каждым ответственным специалистом инструкций, обеспечивающих безопасность пассажиров, среди которых, заметим, могут оказаться и его родные, близкие, друзья. За прошедший год транспортные прокуроры выявили 4,5 тысячи нарушений правил эксплуатации транспорта — на воде, в воздухе и на железной дороге. 400 должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности. Знали, но не хотели исполнять?!
Вот он, пресловутый человеческий фактор, который столь часто в последние годы приводит к самым трагическим последствиям. Прокуроры привели пример с крушением вертолета в Горном Алтае — причиной катастрофы стало грубейшее нарушение действующих правил пилотирования. В Томске самолет вынужден был делать второй круг для посадки, после того как авиадиспетчер подал неправильную команду. Там же вертолет взлетел и срочно приземлился в тайге — его топливные баки оказались пусты… Как потом установили прокуроры, горючее перед полетом украли. Возбуждены уголовные дела.
В Красноярском крае прокуратура выявила нарушения правил эксплуатации локомотивов — срок их годности истек, давно было пора отправлять их в ремонт. В Новосибирской области, как сообщили прокуроры, такие факты во время проверок не были установлены. Хотя отдельные нарушения, связанные с работой железнодорожного транспорта, выявляются: в прошлом году их было 2 845. К дисциплинарной ответственности привлечено 220 работников, руководителей и рядовых.
По мнению работников прокуратуры, органы исполнительной власти, ведомства, правоохранительные органы принимают недостаточно профилактических мер к предотвращению терактов, как показали трагические события с «Невским экспрессом» на железной дороге. На эту тему транспортная прокуратура проводила региональное координационное совещание с руководителями предприятий, были обозначены слабые стороны в работе конкретных правоохранительных подразделений.
В Красноярске в ходе прокурорской проверки было установлено, что железнодорожный мост через реку Енисей практически не охраняется — в заграждении дыры, качество изображений на мониторах с камер видеонаблюдения не четкое, да и самих камер явно не хватает. Лишь после вмешательства прокурора недостатки были устранены. Конечно, наивно полагать, что прокуроры явились «первооткрывателями» проблемы, подобные факты всегда налицо, но вот в очередной раз поправить ситуацию удается лишь с участием транспортной прокуратуры. Но хватит ли прокуроров на все мосты в Сибири?
Прозвучал вопрос: не отразится ли сокращение милиции на уровне безопасности на транспорте? Нет, транспортная милиция не только не сокращается, но и будет увеличивать свои ряды, образуя новые управления.
При этом прокуроры подчеркнули, что значительно ситуацию на транспорте усугубляют телефонные террористы — один звонок может парализовать дорогу. Авторы подобных звонков — психически неполноценные, подростки, испытывающие дефицит родительского внимания. Один автор звонка платил крупный штраф, другой получил 2,5 года колонии строгого режима. Папы и мамы, поговорите со своими чадами о последствиях подобных «игр» с телефоном!
Отдельная тема — соблюдение на транспорте прав представителей бизнеса. Как сообщил западно-сибирский прокурор Сергей Феоктистов, в прошлом году поступила информация, по которой совместно с подразделениями МВД в СФО проводились оперативные мероприятия, итогом которых стало возбуждение уголовного дела в отношении заместителя генерального директора и самого генерального директора аэропорта Толмачево. Эти лица, по мнению следствия, при заключении договоров аренды вымогали у предпринимателей, занимавшихся предоставлением услуг на территории аэропорта, передачи доли в бизнесе. Прокуроры оценивают это как попытку рейдерского захвата предприятий в Толмачево. Дело готовится к передаче в суд. В прошлом году выявлялись факты ущемления прав представителей бизнеса на железной дороге.
Прозвучало предложение бизнесменам: при возникновении препятствий в виде административных барьеров со стороны органов контроля, надзора на транспорте, в таможенной сфере сообщать об этом в прокуратуру, которая изучит факт и даст правовую оценку действиям или бездействию чиновников.