USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Покрышки — в крошку!

Николай ЦАРЕВ. Фото автора.
Через несколько минут из шины будут удалены металлический арматурный материал, текстильное волокно, а резина превратится в крошку или пудру — не для косметики...
Через несколько минут из шины будут удалены металлический арматурный материал, текстильное волокно, а резина превратится в крошку или пудру — не для косметики...

Уместен вопрос: ну так за чем же дело стало? Вот на его-то решении как раз и постарались сосредоточить усилия представители властей — исполнительной областной, муниципальной городской (Новосибирска, Бердска) и малого бизнеса. На Бердском заводе по переработке отработанных автомобильных шин и резинотехнических изделий компании «Альбион-С» побывал и провел там совещание первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко.

Кто-то подсчитал, что в крупном городе на каждый квадратный метр в среднем приходится два-три колеса. Имеются в виду колеса всего городского транспорта — и общественного, и личного. К такой статистике можно относиться по-разному, но задуматься о ней нелишне. Уже потому, что каждое колесо рано или поздно выходит из строя. И где оно оказывается? Вот именно: становится гнетущим «украшением» природы.

Между тем выброшенные автопокрышки, по мнению специалистов, представляют собой четвертый класс опасности! Горящую шину крайне сложно потушить. К тому же вместе с дымом она выделяет крайне вредные для организма человека вещества. Парк машин в России и в нашем регионе год от года растет гигантскими темпами. Невооруженным глазом видно, что шины увеличивают нагрузку не только на дороги, но и на матушку-природу. Отработанные автопокрышки — отходы, и их необходимо грамотно утилизировать.

Руководители компании «Альбион-С» и Бердского завода по переработке автопокрышек считают это мероприятие днем официального открытия данного производства. Мол, два года предприятие росло, осваивало, совершенствовало технологии переработки отходов, доказывало серьезность, состоятельность своих действий, намерений, возможностей. И вот настало время, когда в важном начинании требуется поддержка со стороны области, городов.

Перерезать ленточку было бы делом лишним. Осмотрев каждый производственный цикл завода, Василий Юрченко дал ему высокую оценку. Оборудование, установленное здесь за счет частных инвесторов, позволяет перерабатывать в час 800 килограммов вышедших из строя автошин, получать при этом ценное вторичное сырье. Иными словами, превращать отходы в деловой материал.

Что изготавливается из старых автошин? Пройдя через специальные установки, без химического воздействия, покрышка автомобильного колеса превращается в три составляющие: резиновую крошку, металлический корд и текстильное волокно. Металлический корд, в состав которого входят высокоуглеродистые соединения, может применяться как армирующий наполнитель в производстве железобетонных изделий. Текстильное волокно с успехом используется в качестве теплоизоляционного материала в строительстве или как сорбент в нефтегазодобывающей отрасли при работе на скважинах. Синтетическое волокно незаменимо и при обустройстве, например, канализационных люков, а также при производстве черепицы.

И все же ценнейшим вторсырьем, получаемым при измель- чении автопокрышек, является резиновая крошка. Секрет прост. Шины для автомобилей производятся из высококачественного сырья. Его свойства не теряются при механическом дроблении. Сфера применения резиновой крошки очень широка. Ее укладывают как основу под искусственные покрытия на стадионах. Из нее изготавливают травмобезопасные покрытия для спортивных сооружений, детских площадок, антискользящие покрытия для остановок общественного транспорта, гидроизоляционные и антикоррозийные изделия.

С помощью аппаратов тонкого измельчения предприятие способно производить так называемую резиновую пудру — высококачественный материал, используемый при строительстве и ремонте автомобильных дорог. Пудра, изготовленная из шин, повышает износоустойчивость дорожного покрытия.

Продукция Бердского завода могла бы стать хорошим подспорьем при проведении капитального ремонта жилого фонда, которому в нашей области уделяется много внимания. Сослужила бы она добрую службу и при строительстве спортивных, детских сооружений.

Отрасль переработки автошин — новая для нашей страны. В России до недавнего времени было два завода такой мощности — в городах Чайковский и Пермь. Теперь вот есть и в Бердске. Из Бердска продукция идет в Красноярск, Омск, Томск, Горно-Алтайск, Барнаул, Москву, Иркутск, Читу. Применяется она в основном при строительстве стадионов. Вагон резиновой крошки отправлен в Республику Казахстан. Наши казахстанские соседи используют резиновую крошку на железной дороге. Аппетит, что называется, приходит во время еды: казахстанцы запросили отгрузить им еще один вагон такой продукции.

Отходов в виде изношенных автошин и других резинотехнических изделий, отметил Василий Юрченко, в нашей области очень много, а вот утилизация их налажена пока плохо. И если некоторые предприятия еще проявляют ответственность за складирование отслуживших свой срок шин, то частники, а вместе с ними и владельцы многочисленных шиномонтажных точек, обслуживающих автотранспорт, попросту выбрасывают отработавший материал или отдают его на откуп населению.

Попытки призвать шиномонтажников к порядку эффективных результатов не дают. Одно слово «отходы» настораживает их, так как связано с процедурой лицензирования, что чревато для них денежными расходами в десятки тысяч рублей. Чем траты, так уж лучше ближайший кювет, тупик или свалка, считают они.

Как заставить руководителей юридических лиц и лиц физических цивилизованно относиться к работе с утилизацией отходов — тех же автошин? Василий Юрченко считает, что руководству городов Новосибирска, Бердска, природоохранному департаменту области необходимо в ближайшее время проанализировать ситуацию и внести предложения по созданию соответствующей нормативно-правовой базы в нашем регионе. Важно, чтобы и население — прежде всего автолюбители, и представители предприятий, организаций, и руководители муниципальной власти знали о том, что в Бердске действует предприятие, принимающее в переработку автомобильные шины и резинотехнические изделия, активно действовали на местах.

Руководство Бердского завода надеется как на организационную, так и на финансовую поддержку властей. В свою очередь деятельность бердчан будет способствовать выполнению программы капитального ремонта жилого фонда области. Кроме того, она может войти составляющим элементом в разрабатываемую в нашей области природоохранную программу. Надо только наладить бесперебойную работу завода, на полную мощность загрузить его сырьем, то есть отходами.

Предприятие действует на основе лицензии «Ростехнадзора» на право обращения с отходами, на право их сбора, транспортировки, хранения, использования. Продукция, получаемая из отходов, сертифицирована. Техническими условиями определено, что получаемую в здешних цехах резиновую крошку можно применять при обустройстве и детских площадок, и спортивных сооружений. Завод в состоянии самостоятельно переработать в год шесть тысяч тонн автопокрышек и других изделий из резины. Однако «въехать» в эти объемы предприятие сможет тогда, когда отходы в виде автопокрышек, шин будут катиться не в реки, озера и на полигоны-отвалы, а в заводские дробилки.

Организаторы совещания в Бердске уверены, что принятие мер на уровне субъекта Федерации, муниципалитетов, бизнес-структур, отраслей сельского хозяйства и промышленности по утилизации отходов даст отрадные результаты уже в 2010 году.

Видели бы вы, какой разнообразной цветовой гаммой обладает продукция Бердского завода, произведенная из черно-серых «колес», как здесь уже привыкли называть поступающие отходы. Впрочем, посмотреть можете. Растает снег — и тогда во всей своей весенне-летней красоте расцветет образцовая детская площадка, оборудованная напротив торгового комплекса «Гермес» в родном для завода Бердске.

...Кто-то подсчитал, что для разложения автопокрышки требуется не менее 150 лет. Это свойство резины тоже можно оценивать по-разному. Одно ясно: не надо пытаться проследить, как природа сама очистится от хлама, и нагружать ее отходами все больше и больше. Давайте лучше поможем ей сейчас. Завод по переработке отработанных шин и резинотехнических изделий на окраине Бердска трудится круглосуточно.

Фотографии статьи
В мешках — уже измельченные автопокрышки.
Василий Юрченко (справа) во время посещения завода в Бердске.
Образцы продукции, изготовленной из резиновой крошки.