Больше ответственности перед людьми
Другим важным решением стало внесение в бюджет поправок, позволяющих увеличить социальные расходы региона более чем на 1 млрд рублей. Повестка дня 42-й сессии облсовета в количественном отношении была достаточно скромной — всего 21 вопрос. Однако качество обсуждаемых вопросов, без сомнения, заслуживало особого внимания. Народным избранникам были представлены законопроекты, направленные на совершенствование избирательного процесса, системы управления государственной собственностью, защиту прав детей, профилактику наркомании. Вновь была затронута болезненная для депутатов тема упразднения деревень. На этот раз в списке «бывших» оказались деревни Петровка, Новопокровка и Новоеланка, находящиеся в Кыштовском районе, а также поселок Перебор в Маслянинском районе.
Но основных вопросов все же было два — о внесении поправок в региональный бюджет и о поправках к областному Уставу, регламентирующих создание правительства Новосибирской области.
Заметим, что возможность увеличить расходы региона более чем на 1 млрд рублей появилась у области в связи с тем, что, с одной стороны, поступила дотация от Министерства финансов в размере более 400 млн рублей — на выравнивание бюджетной обеспеченности, а с другой стороны, около 350 млн рублей удалось сэкономить в прошлом году.
Представляя народным избранникам предлагаемые изменения в главный финансовый документ, руководитель областного департамента финансов и налоговой политики Леонид Горнин сообщил, что поправки изменяют основные параметры бюджета. Так, общий объем доходов увеличивается с 66 038 млн рублей до 66 371 млн рублей. Расходную часть планируется увеличить с 70 533 млн рублей до 71 185 млн рублей. Было особо отмечено, что большая часть поправок связана с финансированием социальной сферы. Так, 70 млн рублей планируется направить на обеспечение питанием школьников из многодетных и малоимущих семей; 150 млн рублей добавится на финансирование учреждений культуры. На компенсацию расходов по оплате жилых помещений и услуг ЖКХ, которые с этого года льготники получают в виде денежных выплат, добавят 200 млн рублей. На 290 млн рублей увеличится финансирование детского отдыха. Дополнительно 171 млн рублей будет направлен на совершенствование медицинской помощи онкобольным. Субвенции на оказание специализированной медицинской помощи составят 31 млн рублей.
Несколько увеличатся и расходы инвестиционного характера: 91 млн рублей планируется направить на реконструкцию центральной районной больницы в Кыштовке и 250 млн рублей — на формирование уставного капитала ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» — для развития инфраструктуры промышленно-логистического парка. Дискуссий по данному вопросу практически не было, и поправки получили одобрение 79 из 84 присутствовавших депутатов.
Вопрос о создании в области собственного правительства обсуждался до сессии настолько подробно, что также существенных разногласий не вызвал. Как пояснил, представляя законопроект, руководитель государственно-правового департамента администрации Новосибирской области Василий Кривощеков, необходимость разработки данного документа была вызвана прежде всего реформированием системы органов исполнительной власти и приведением ее в соответствие с ФЗ № 184.
В результате постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти станет правительство Новосибирской области, состоящее из 11 министерств. Пост председателя правительства займет губернатор. Предусматривается, что при вступлении в должность именно губернатор области должен формировать правительство. И если вдруг правительство будет исполнять свои функции ненадлежащим образом, он имеет право отправить кабинет министров в отставку.
Депутаты, принадлежащие к оппозиционной фракции КПРФ, заявили о своих сомнениях в целесообразности такого рода перемен. Но выступление присутствовавшего на сессии губернатора Виктора Толоконского лишь вновь убедило подавляющее большинство народных избранников в том, что перемены необходимы. И что только создав правительство, можно перевести систему управления регионом на качественно иной уровень.
«Предлагаемый законопроект… преследует одну главную цель: повысить эффективность и качество управления социально-экономическими процессами в Новосибирской области, — сказал губернатор. — Какие бы мы ни принимали новые решения, какие бы новые механизмы и институты развития ни вводили... очень многое зависит… от системы построения органов исполнительной власти, которые формируют все направления политики… Мы давно готовились к этому процессу совершенствования… У нас структурное построение органов власти во многом еще имеет инерционность того, советского, периода, когда органы исполнительной власти региона являлись исключительно исполнителями, реализаторами той политики, которая вырабатывалась центральными органами управления. Сейчас, исходя из нашей Конституции, у субъектов Федерации есть исключительные полномочия, своя ответственность… И чтобы реализовать эти полномочия, нужно вырабатывать политику, а не просто сопровождать процессы… Системно, интегрированно подходить к решению и стратегических, и тактических задач развития». Крайне важным, по мнению губернатора, является и то, что создание правительства — полноценного коллегиального органа исполнительной власти — позволит усилить ответственность руководителей за результат своей работы. И то, что столь существенное реформирование предлагается проводить именно сейчас, в не самое простое для региона время, тоже отнюдь не случайно. По словам Виктора Толоконского, изменения, которые произошли в конце 2008 года, и те новации в управлении, которые появились в ходе борьбы с негативными последствиями экономического кризиса, самым серьезным образом проявили несовершенство прежней структурной системы управления. И эти несовершенства необходимо устранить — чтобы уверенно двигаться дальше.
В итоге 80 депутатов из 84, присутствовавших на сессии, идею создания правительства Новосибирской области поддержали.