На бреющем полете
А третьего июля самолет Покрышкина был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Машина приземлилась на опушке леса. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-летчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В.П. Иванов поручает именно ему готовить молодых летчиков.
Однажды Покрышкин сказал: «Кто в 1941 — 1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». Чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору! Отступления в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли пляской смерти. Опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов. Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в «Миге» Покрышкина.
В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти) описал Александр Иванович в своих мемуарах.
В конце 1941 года основная боевая работа Покрышкина — разведчик — давала достоверную информацию командованию Южного фронта.
В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете Александр Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста — более 200 машин. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.