USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Есть пиар, есть джиар. Может ли быть диар?

подготовила Валентина МАЛЬЦЕВА.
Молодые участники форума не раз задавали экспертам каверзные вопросы.  Фото Сергея АНДРЕЕВА.
Молодые участники форума не раз задавали экспертам каверзные вопросы. Фото Сергея АНДРЕЕВА.

Докладчиками на форуме были, в частности, Лидия Тимофеева, заместитель заведующего кафедрой политологии и политического управления, профессор Российской академии государственной службы (РАГС), Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Сергей Марков, председатель Национального гражданского совета по международным делам, депутат Государственной думы.

Лидия Николаевна посвятила свое выступление профессии, которая совсем недавно получила официальный статус, — вошла на полных правах в государственный реестр, учрежден и соответствующий профессиональный праздник: 28 июля 2003 года российские пиарщики отмечают День PR-специалиста.

Напомним: PR — Public Relations — связи с общественностью. Государственное признание вывело эти связи из разряда теневых профессий. «Пиар» приобрел статус такого же необходимого инструмента, как маркетинг, реклама и другие направления деятельности организации, способствующие развитию ее основного бизнеса. То есть речь, уточним, идет о связях бизнеса и некоей общественности. Предмет довольно сложный, у пиара есть масса практически применяемых моделей, но их общая суть более-менее становится ясной, если скажем: пиар служит тому, чтобы убедить людей принять точку зрения какой-либо организации на товары, услуги, на властные и руководящие решения. То есть без откровенного вранья, «настолько правдиво и точно, насколько можно».

Но жизнь не стоит на месте, и бизнесу требуется уже убедить не только общественность, но и государственные структуры принять точку зрения организации, а затем — и официальные решения (законы, распоряжения), содействующие реализации неких интересов, претендующих на звание государственно важных. Это полностью самодельное определение автора произошло из желания в одном абзаце изложить двухчасовую лекцию о так называемом джиаре — Government Relations — связях с государственными органами. GR-щики (джиарщики)— это те, кто «наводит мосты между бизнесом и властью, чтобы по этому мосту дальше пошли лоббисты» — так определяет понятие Павел Толстых. Павел Александрович — ведущий российский специалист по проблемам продвижения интересов в органах государственной власти. Законодательство, антимонопольное регулирование, бюджетный процесс, налогообложение и налоговые споры, антикризисные решения — вот неполный список вопросов, c которыми связана его консультационная практика. Павел — автор многочисленных публикаций, посвященных взаимодействию бизнеса и власти, им написаны книги «Практика лоббизма в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации» и «GR. Практикум по лоббизму в России». Вот как он определяет занятие лоббиста: это тот, кто обладает политическим ресурсом, доступом к телу чиновника и может решить конкретный вопрос в органе власти. GR-специалист — тот, кто мониторит ситуацию и выстраивает отношения с властью на цивилизованной профессиональной основе.

Согласитесь, запахло чем-то нехорошим?

Да, так и есть — цивилизованной коррупцией. А все потому, что лоббирование бизнес-интересов в России проходит в узком кругу, и логика принятия решений обществу непонятна. Это уже осознается на самом верху — в национальный план по борьбе с коррупцией внесен раздел о принятии в России закона о регулировании лоббистской деятельности. Такое законодательство есть во многих странах.

И вот когда участники форума обсуждали столь занятную тему, прозвучал из зала сакраментальный вопрос:

— А кто лоббирует интересы народа?

Павел Александрович как-то совсем не в научной простоте ответил: никто.

То бишь, диар — Demos Relations невозможен.

С таким ответом, конечно, не мог согласиться депутат Государственной думы Сергей Марков. Сергей Александрович объяснил, что эта связь всегда опосредована, для чего и созданы такие механизмы, как законодательные собрания... Что принятие законов очень сложный процесс, при этом депутат сравнил его с коридором, имеющим многочисленный ряд дверей. Каждая из них открыта до определенного момента: не успел туда войти, и все — документ ушел без поправки, возможно, очень необходимой...

Грамотная аудитория в задумчивости затихла.

И в этой тишине осталась звучать нерешенная проблема: корпорации, партии научились виртуозно владеть разными видами Relations, и порой принимаемые решения удачно замаскированы под «в интересах народа». Возьмем самый безобидный, неполитический пример международного скандала с птичьими, свиными и прочими выдуманными гриппами. Раскрученные на понятном страхе темы принесли миллионные прибыли. Уже названа в числе виновных ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). А страна все еще закупает на бюджетные деньги вакцины и призывает прививаться...

Это означает только одно: ни прямые, ни опосредованные механизмы Demos Relations не отлажены. Мы участвуем в ролевых играх, тренингах, реалити-шоу, иные жанры пока непопулярны.

Хорошо, что новое поколение действительно понимает: нужно поискать свои модели решений на вызовы времени.