USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Душу греет не только зарплата

Валентина МАЛЬЦЕВА.
Директор НИИЭПа Валерий Эдвабник.
Директор НИИЭПа Валерий Эдвабник.

Если речь заходила о молодежи, о ветеранах — опять в числе лучших НИИЭП. Ну и наконец то, что не измеришь в числах, — моральная атмосфера.

— Идешь по институту, у них постоянно кто-то куда-то бежит, на ходу общаются — даже по таким чисто внешним впечатлениям видно: тут жизнь просто кипит, — улыбаясь, говорит Евгений Константинович.

В кабинете директора НИИЭПа Валерия Григорьевича Эдвабника тема получила продолжение:

— У нас, знаете ли, старомодно дисциплинированный стиль поведения вполне органично сочетается с этакой «социалистической бесхозяйственностью». И все, кто к нам приходит, поражаются «броуновскому» движению в коридорах.

Микромир, в котором мы проводим треть жизни
Вот и мы решили «пробежаться» по НИИЭПу вместе с председателем местной профсоюзной организации Анатолием Федоровичем Левченковым. Не успели переступить порог предприятия, как и в самом деле — «броуновские» частицы в виде молодых людей уже стучались в профсоюзную дверь. У всех дела: кому-то скачать снимки с новогоднего вечера, кому-то — поговорить о совете молодых специалистов, «а я вот привел своего товарища — хочет у нас работать»...

— Мы очень много внимания уделяем чисто моральному фактору, — говоря об этом, директор тут же спешит отдать должное председателю профкома, утверждая, что Анатолий Федорович — настоящий профессионал по части «душевных дел». Без такого багажа да настоящей деловой хватки и моральный фактор работать не будет. Добавим от себя, что тут крайне важно «в товарищах согласье».

Если директор понимает, что «микромир, который окружает работника, должен создавать ему ощущение комфорта» и следует этому тезису в хозяйственных делах, то и профсоюзная организация поднимет добровольцев на посадку цветов и деревьев на территории, на благоустройство предприятия, да и другие благие цели.

— Вот некоторые сотрудники администрации ревнуют: почему молодежь всегда благодарит Левченкова, а не администрацию? А я отвечаю: вот так же работайте, как он, и вам скажут спасибо.

Валерию Григорьевичу эти споры на руку:

— За последние шесть лет коллектив нисколько не постарел: каждый пятый сотрудник — моложе 30 лет. Костяк профессионалов остается и в то же время идет омоложение.

Ощущение «микромира», привлекательной атмосферы создает целый комплекс «мелочей»: от великолепного музея до фотостенда «Как молоды мы были». Пока те, кто сегодня молод, бегут, посмеиваясь над заморочками ветеранов, но подспудно-то мелькает мысль: когда-то и мне доведется тут «зависнуть».

А «зависшие» на всю жизнь в институте и до сих пор идут сюда, как в дом родной. Тут сохранили добрые советские традиции, в том числе и помогать ветеранам, не только вникая в их нужды, но и устраивать праздники для них. Находят возможность и для ежегодных «зарплат». Есть тут свой МРОТ — 2400 рублей. Но очень многие получают больше — в зависимости от вклада в развитие предприятия. Есть и внутренние награды — золотые и серебряные знаки, медаль «За заслуги» и звание «Почетный ветеран института».

Дела и люди
Совсем недавно коллектив НИИЭПа отметил 60-летие. К этому дню выпустили великолепный альбом «Дела и люди». Открываю... и вместо привычного глянцевого «первого лица» предприятия вижу «гордость коллектива» — радиовзрыватель для ракеты войскового ЗРК — зенитно-ракетного комплекса — «Круг» и подпись: «Главный конструктор — лауреат Государственной премии Ю. Чернавский...» и полный перечень авторского коллектива. Пролистала весь альбом — не вписал себя Эдвабник, видно, «дела» на первое место не только в названии альбома поставлены.

Да, дела НИИЭПа все 60 лет связаны с одной задачей — крепить оборону Родины.

В последнее время, правда, «крепи» почему-то сильно расшатаны. И такие преданные делу люди, как Эдвабник, не устают повторять знаменитые слова Наполеона: «Кто не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую».

На территории НИИ развернута стройка, и даже в морозный день там работали как обычно.

— Расширяетесь? — спрашиваю Валерия Григорьевича.

— Наоборот, строим, чтобы избавиться от избыточных площадей. — Директор поясняет парадокс: — В США, например, принято консервировать целые предприятия с тем, чтобы за один день, если потребуется, уже вывести его на заданную мощность. У нас оборонпром изначально конструировался так, чтобы использовать лишь половину мощностей, остальное подлежало мобилизации по требованию военного времени.

«Лишние» площади НИИЭПа теперь поддерживать нет нужды — оборудование устарело, и даже если попытаться его переместить в новые стены, вряд ли оно выдержит переезд. Директор не без гордости сообщает, что удалось вписаться в целевую федеральную «оздоровительную» программу, согласно которой к 2013 году строящиеся корпуса будут не только завершены, но и оснащены новым оборудованием:

— Финансирование идет без задержки, даже с опережением. И я теперь уверен, что предприятие не дадут уничтожить, хотя этого многие добивались. Уж очень местоположение его привлекательно было для тех, кто бизнес делал бы на торговле, азартных играх...

Наверное, чтобы вписаться в программу, нужно было «вписаться» и в новую доктрину вооружений армии. И для всего этого иметь задел перспективных научных разработок?

— Конечно, — поддерживает тему Валерий Григорьевич. — Мы единственные в области попали в федеральную программу с новостройкой. Многие наши разработки в области ракетного вооружения, оснащения знаменитых С-300, изделий для комплекса «Искандер» не устаревают, оставаясь надежными и функциональными.

Новое оборудование разместится на новом месте. А что с прежними корпусами? Они отойдут инвесторам, поскольку новостройка осуществляется по схеме частно-государственного партнерства: 50 процентов инвестиций — от государства, остальное — по договорам с частными фирмами.

Вечный круг
Нам, мирным людям, конечно, хотелось, чтобы радиовзрыватель «Круг» не претендовал на вечность. Нам милее круг забот, круг друзей, но — увы! — обозначен и круг врагов. На них и нацелена техника от ученых НИИЭПа.

— Это изделие многоцелевого назначения. «Круг» осуществляет неконтактный подрыв — от воздушных шаров-разведчиков до головных частей ракет. Причем он поражает цель с упреждением — по специальной формуле, — главный конструктор направления Анатолий Семенович Карташов первым делом остановился в музее перед этим экспонатом, назвав его суперсложной конструкцией. Даже не имея специального образования, можно это представить, коль скоро «Круг», изобретенный еще в 1964 году, пережил несколько поколений техники и был снят с вооружения только в 1991 году.

— Мой друг, профессиональный арбитражный управляющий, в трудные для предприятия дни сказал: есть три фактора, определяющие возможность благополучного выхода предприятия из состояния банкротства. — Валерий Эдвабник такие «уроки» выучил как «Отче наш»: — Первый — желание собственника сохранить предприятие. У нас собственник — государство и, судя по всему, нас ценит. Второй фактор — поддержка региональной и местной власти. Кроме слов благодарности губернатору и мэру, мне тут сказать нечего. За 18 лет, что я руковожу предприятием, власть всегда готова нам помочь. Третий фактор касается костяка квалифицированных кадров, который в состоянии придать импульс динамичному развитию предприятия. И это нам удалось сохранить.

И тут мы опять — по кругу — возвращаемся к теме морального фактора.

— Душу греет не только зарплата, — это убеждение директора полностью отражено в коллективном договоре, который считается образцовым в отрасли. Председатель профкома Анатолий Левченков считает, что именно полнота учета мнений и остается залогом стопроцентного выполнения всего, что записано в данном документе.

Фотографии статьи
Председатель профкома предприятия Анатолий Левченков.
Знаменитый «Круг».