Метропроходцев вспомнят поименно
Именно там вчера и состоялось еще одно знаковое событие для новосибирской подземки: была торжественно открыта памятная доска, посвященная истории строительства метро в столице Сибири. В течение ближайшего времени подобные памятные доски появятся и на всех остальных станциях.
На таблице фамилии руководителей организации — заказчика строительства, инженеров-проектировщиков и строителей, руководителей города и области. Понятно, что увековечить имена тысяч людей, трудившихся над появлением в Новосибирске метрополитена, не удастся, но основные вехи и люди останутся в истории. Ведь если совсем вернуться к корням вопроса, то за точку отсчета можно считать 1965 год. Об этом на церемонии вспомнил бывший первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Александр Павлович Филатов:
— Еще работая в горисполкоме, я ездил в Москву убеждать руководство страны в необходимости строительства метро именно в Новосибирске, хотя теоретически первым за Уралом мог стать любой крупный сибирский город. Уже в 1965 году, в принципе, нам давали согласие, но до практического воплощения прошло почти 15 лет. Казалось бы, в 1972 году Леонид Брежнев, будучи в нашем городе, пообещал тогдашнему первому секретарю обкома Федору Степановичу Горячеву, что метрополитену в Новосибирске быть, но реально начали строить лишь в 1979-м. Поэтому я счастлив, что сегодня отдана дань памяти людям, работавшим в непростых условиях, но сумевших справиться с поставленными задачами.
А трудности действительно были масштабными. Преодолев годы согласований и бюрократических проволочек, новосибирцы столкнулись с другой дилеммой: ведь в городе тогда не было специалистов-метростроевцев. Так новосибирский метрополитен стал поистине всесоюзной стройкой, которой на первых порах «рулили» профессионалы из Ташкента, Минска, Баку, других городов СССР, где уже было метро. Но сибиряки показали себя талантливыми учениками. Бывший начальник управления метростроя Новосибирска Михаил Михайлович Немилостивых с восхищением вспоминает то время:
— За 2,5 года была с нуля сформирована и обучена двухтысячная армия метростроевцев, которые работали на лучшем в стране оборудовании. Это была колоссальная школа жизни и профессионального становления. Но, как уже говорил Александр Павлович, мы прекрасно видим, что всё удалось.
Действительно, нашим метрополитеном невозможно не гордиться. Пусть он не такой разветвлённый, как в Москве и Питере, но по оформлению станций, их красоте и чистоте, возможно, лучший в России. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий подчеркнул, что представить наш город без метро сегодня просто невозможно:
— В ситуации почти что транспортного коллапса подземка практически незаменима. В прошлом году, кстати, новосибирское метро перевезло около 70 миллионов пассажиров. Уверен, что с каждым годом эта цифра будет только возрастать.
Сейчас непростая экономическая ситуация, но город и область твердо намерены в этом году открыть очередную станцию метро «Золотая Нива». А сегодняшнее событие — прекрасный жест в адрес тех, кто стоял у истоков. Первопроходцам всегда труднее всего, но я надеюсь, что молодежь, которая будет видеть эти памятные доски, задумается и скажет себе: а может, и я смогу сделать что- то особенное для Новосибирска?