Кризисный год пережили успешно
С подробным отчетом о деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и достигнутых результатах социально-экономического развития в 2009 году перед членами Cовета выступил заместитель губернатора — руководитель департамента стратегического управления и планирования Владимир Никонов.
Все под контролем
По словам докладчика, основной задачей деятельности чиновников всех уровней в минувшем году было обеспечение нормальной полноценной жизни региона в условиях весьма ощутимого влияния мирового финансово-экономического кризиса. Это означало реализацию конкретных мер противодействия обозначившимся проблемам в важнейших сферах экономики, обеспечение эффективной занятости и сохранение доходов населения, выполнение социальных обязательств государства, обеспечение сбалансированности областного бюджета и эффективного использования его средств. В то же время необходимо было и продолжать реализацию стратегически важных проектов и программ. Таким образом, 2009 год стал «своеобразной проверкой политики и важнейших управленческих решений, реализованных на протяжении предыдущего периода деятельности». И сегодня уже можно с уверенностью говорить о том, что сформировавшаяся ранее, в так называемые «тучные годы», высокодиверсифицированная экономика, благоприятный деловой климат, уровень предпринимательской активности, выстроенная система государственной поддержки экономической деятельности помогли области пережить трудности с гораздо меньшими потерями, чем у большинства других регионов страны. И хотя общие темпы развития все же заметно ниже, чем в предыдущий год, Новосибирская область по-прежнему укрепляет свои позиции среди регионов СФО и России в целом и повышает свою привлекательность как с позиции создания условий для жизни человека, так и для ведения современного эффективного бизнеса. Например, индекс валового регионального продукта НСО составил 96% к плану, в то время как аналогичный показатель в среднем по стране — лишь 91,5%; индекс промышленного производства — 95% (по РФ — 88,5%); индекс производства продукции сельского хозяйства — 109% (по РФ — 100,5%); реальная заработная плата и реальные доходы населения — 97,8% и 101,7% соответственно по РФ — 96,6% и 100,7%); рождаемость — 12,8 (при 12,5 по РФ). Единственный показатель, по которому область вроде бы существенно отстает от среднероссийского уровня, — индекс объема строительных работ: 55% от плана на фоне 82% в среднем. Однако, если учесть, что в последнее время рост этих показателей был рекордно высоким, логично предположить, что нынешние сравнения с регионами, где все обстояло куда скромнее и где просто нечему было сворачиваться, не вполне корректны.
Рассказывая о том, как именно действовала обладминистрация, Владимир Никонов напомнил о том, что в течение всего года еженедельно проходили заседания специального координационного совета при губернаторе по реализации антикризисных мер. Именно этот орган, успевший принять 238 важных решений, руководил работой целого ряда комиссий. В центре внимания находились вопросы, связанные с состоянием на рынке труда, недопущением массовой безработицы, своевременностью выплат заработной платы, оживлением рынка недвижимости и строительной отрасли, формированием доходов областного бюджета, нормализацией ситуации в банковской сфере, взаиморасчетами между предприятиями торговли, переработки и производителями сельскохозяйственной продукции, недопущением неоправданного роста цен на продукцию, развитием форм ярмарочной торговли. Было принято около 50 нормативных правовых актов, направленных на противодействие кризису и внесение серьезных изменений в программы поддержки малого и среднего предпринимательства, капитального ремонта жилья, поддержки уровня занятости населения, сельхозтоваропроизводителей и так далее. Внесены необходимые изменения и уточнения в действующее законодательство о бюджете области, порядке предоставления госгарантий, мерах господдержки товаропроизводителей, развитии предпринимательства.
Но одной лишь борьбой за выживание власти не ограничивались: параллельно осуществлялось совершенствование системы планирования, усиление стратегического подхода к управлению. Например, конкретизировались подходы по реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 года; уточнялись приоритеты развития по всем основным направлениям на период до 2015 года при участии депутатов, общественности и бизнес-сообщества. В результате утверждены 11 концепций, в соответствии с которыми будут решаться вопросы развития региона по всем важнейшим направлениям — от архитектурного совершенствования внешнего облика до энергетической безопасности. На период до 2015-го разработана и утверждена концепция решения комплексной задачи повышения эффективности сельской экономики и создания условий для сохранения сельского образа жизни, которая должна обеспечить устойчивое развитие районов, в том числе и наиболее удаленных.
Формировались новые, успешно действующие институты развития, уставный капитал которых формировался исключительно за счет средств бюджета. Так, областной Фонд развития малого и среднего предпринимательства заключил соглашения с семью банками на участие в финансировании организаций малого и среднего предпринимательства. В результате предпринимателям предоставлено 239 поручительств на сумму более 726 млн рублей. Общая сумма кредитов, выданных банками под поручительства фонда, составила более 1 млрд 190 млн рублей. Фонд поддержки малых форм хозяйствования в АПК содействует развитию личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств, малых форм переработки. Агентство инвестиционного развития в АПК, которое начнет действовать с 2010 года, будет способствовать реализации крупных проектов. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере создан с целью коммерциализации новых технологий с высокой степенью готовности, и у него в работе уже 16 инновационных проектов. Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области помогает местным органам власти заниматься строительством и реконструкцией инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, внедрять новые энергосберегающие технологии. Агентство жилищного строительства стимулирует освоение новых крупных площадок. Фонд развития физической культуры — это реальный шаг к тому, чтобы «здоровый образ жизни» для новосибирцев перестал быть просто словосочетанием.
Реальные результаты
И принятие оперативных мер, и смена управленческих приоритетов способствовали тому, что год, начало которого было ознаменовано полной неясностью перспектив, завершен вполне удачно. В наиболее «проблемной» отрасли — строительной — ситуация значительно лучше, чем была еще в конце марта 2009 года, когда объемы упали до 42% от плана. В эксплуатацию введено более 1,2 млн квадратных метров жилья. Причем существенно (более чем на 2%) возросло количество новых домов, построенных в поселках и райцентрах. Через областное агентство ипотечного кредитования жители области получили кредиты на покупку жилья в общей сумме свыше 1 млрд рублей. Улучшились и условия жизни селян: из аварийного жилья переселены 2,1 тыс. человек, капремонт многоквартирных домов проведен в 15 муниципальных образованиях, в заданном темпе реализуются программы по газификации и обеспечению качественной питьевой водой.
Принесла успех и налаженная индивидуальная работа с предприятиями. Наиболее ярким достижением стало то, что при непосредственном участии областных властей разрешилась напряженная ситуация на ОАО «Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина»: предприятие возобновило свою работу и восстанавливает объемы выпускаемой продукции. При поддержке областного бюджета продолжено осуществление инвестиционных проектов по техническому перевооружению производственных мощностей на НПО «Элсиб» ОАО, ФГУП «Новосибирский машиностроительный завод «Искра», ООО «ВПК-Ойл», ОАО «Завод «Экран», ФГУП «ПО «Север» и других. Развивается кооперация предприятий, разработаны программы отраслевого развития, формируются научно-производственные структуры.
Господдержка предпринимательства позволила развивать бизнес-инкубатор в Кольцово (на данный момент там работают 25 компаний), 600 человек из числа безработных получили бюджетную субсидию на открытие собственного дела и т.д. Показательно, что Новосибирская область была признана победителем конкурса «Лучший регион Российской Федерации» по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию наиболее благоприятных условий для развития его в инновационной сфере», который проводился Советом Федерации РФ, Министерством экономического развития Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в 2009 году составила 1,5 млрд рублей из средств бюджета области и около 1,6 млрд рублей — из средств федерального бюджета. В результате за год сельхозтоваропроизводителями приобретено 1700 единиц новой техники и оборудования. Реализовались такие крупные инвестиционные проекты, как создание вертикально-интегрированного холдинга на базе ОАО «Кудряшовское»; строительство и реконструкция свиноводческого комплекса ООО «Агросоюз» в Болотнинском районе; реконструкция технологических мощностей ОАО «Птицефабрика имени 50-летия СССР» в Коченевском районе; ООО «Тепличный комбинат «Новосибирский»; строительство животноводческого комплекса ООО «Сибирская Нива» в Маслянинском районе; развитие молочного животноводства и растениеводства ООО «Агропромышленная компания «Велес», строительство животноводческих молочных комплексов ООО «Зерно Сибири». Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 55 млрд рублей. Производство продукции растениеводства возросло на 19%, валовой сбор зерна впервые в истории региона составил более 3,9 млн тонн, урожайность — 23 ц/га. И зерном область обеспечивает себя полностью. В животноводстве прирост производства оценивается в 2%, производство молока составило 803 тыс. тонн (100,4% к 2008 году); реализация мяса скота и птицы увеличилась к уровню 2008 года на 8,4%, реализация яиц — на уровне 2008 года.
Полным ходом воплощается в жизнь утвержденная губернатором Концепция инновационной деятельности. В частности, строится «ядро» будущей инновационной системы — технопарк в Академгородке. В 2009 году завершено строительство первого корпуса площадью 9,4 тыс. кв. м, где разместятся центр технологического обеспечения инновационных разработок, а также бизнес-инкубаторы для инновационных компаний. Началось строительство центра наноструктурированных материалов площадью 3 тыс. кв. м, комплекса офисно-лабораторных зданий общей площадью почти 16 тыс. кв. м, введены в эксплуатацию 8 объектов инженерной инфраструктуры. Статус резидентов технопарка присвоен 35 инновационным компаниям. Также в Новосибирске впервые прошел международный молодежный инновационный форум «Интерра-2009», цель которого — создание в регионе среды, располагающей к творчеству.
Главное — обошлись без долгов
У членов Совета выступление Владимира Никонова шквала вопросов не вызвало. Разве что мэра Новосибирска Владимира Городецкого несколько расстроило то, что количество людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в 2009 году все еще оставалось достаточно высоким, несмотря на, казалось бы, активную помощь властей.
Однако у Виктора Толоконского, намеревающегося представить отчет областному Совету депутатов, возник ряд замечаний. По мнению главы области, говоря о достижениях минувшего года, следует больше внимания уделять бюджетному вопросу. Ведь, несмотря на то, что его доходы существенно сократились, год удалось завершить не только без внешних заимствований, но и заметно сократив имевшийся внутренний долг. При этом было существенно увеличено финансирование всех организаций бюджетной сферы. Что касается основных социальных программ, то в полном объеме причитающиеся деньги получили не только основные из них, но и появился целый ряд новых, предусматривающих оказание поддержки сиротам, многодетным семьям, ветеранам ВОВ, пенсионерам, а также поддержку занятости населения, стимулирование развития малого бизнеса и экономики в целом. «Это работа тонкая, сложная, но она была сделана!» — уверенно заявил Виктор Толоконский коллегам.
Также губернатор подчеркнул, что оказанная предприятиям, прежде всего малым, помощь в получении банковских кредитов в условиях, когда получить доступ к ресурсам было действительно крайне сложно, способствовала тому, что большинство компаний работали стабильно, и сбоев в работе многих сфер удалось благополучно избежать.