Стали больше размышлять и общаться — сохранили свой заветный курс
— Кризис по большому счету — в мозгах, — убежден Юрий Николаевич. — Да, бюджет наш был секвестирован. Но… что теперь? Сложить руки? Мы постарались продолжить нашу работу в новых условиях. В итоге провели все намеченные мероприятия, ни одного не отменили. Просто грамотно их выстроили по рейтингу. Посмотрели, что для нас важнее, что никак нельзя видоизменять, а что все же можно скорректировать. Запланирован, допустим, у команды учебно-тренировочный сбор на Алтае или в Пензе. Да, там условия, возможно, лучше, чем у нас. Но! Давайте, раз такое дело, не поедем в этом году в Пензу — проведем тот же сбор ближе, где-нибудь на Бердском заливе. Вот так по всем пунктам и прошлись… Словом, люди начали активнее размышлять. Тщательнее анализировать ситуацию. Даже просто больше читать.
— Юрий Николаевич, в последнее время вы часто говорите о том, что физкультуру и спорт в Новосибирске необходимо развивать системно. Что это значит? Каких показателей в этом направлении удалось добиться?
— Еще Олимпиада 2008 года подтвердила: ничего принципиально нового изобретать не нужно, чтобы двигаться вперед. Китайцы ведь взяли за основу нашу, сформированную в советское время, систему подготовки олимпийского резерва, грамотно к ней подошли. Успех — налицо! Этот факт лучше других напомнил нам о нашей же отечественной спортивной школе, которая, как известно, в последние годы стала разваливаться. Мы поставили цель — школу эту максимально реанимировать. И сегодня активно выстраиваем схему, по которой необходимо в этом направлении работать: от организации массовых занятий физкультурой и спортом по месту жительства до детских спортивных школ, школ олимпийского резерва и НЦВСМ (Новосибирского центра высшего спортивного мастерства. — Авт.).
— Об успехах воспитанников того же НЦВСМ, о наградах, которые привозят они с разных соревнований, мы сообщаем регулярно. А что касается массовых занятий…
— Мы создали при нашем управлении структуру под названием «Спортивный город», призванную, скажем так, организовать тех, кто неорганизован. Своеобразный клуб по интересам! Нам удалось в каждом ТОСе ввести должность инструктора по спорту. Эти специалисты занимаются с детьми, которые не охвачены спортивными школами, секциями и так далее.
— Где же вы взяли столько специалистов, если сегодня только и слышишь об их тотальной нехватке?
— Но ведь это не спортивные тренеры в чистом виде (таковых у нас действительно дефицит). Это организаторы физкультурно-массовой работы по месту жительства. Никто не требует от их подопечных каких-то рекордов, тут совсем другие функции, другие задачи. А инструкторские ставки были предусмотрены нашим бюджетом. Людей мы набирали из числа бывших учителей физкультуры, бывших военнослужащих, представителей других профессий. Нашли взаимопонимание с колледжем олимпийского резерва, с НГПУ (факультетом физвоспитания) и получили возможность силами этих учебных заведений дать соответствующее образование нашим инструкторам.
— Неужели кто-то верит, что буквально всех «дворовых» ребятишек возможно с помощью таких специалистов направить на путь истинный?
— Пусть не буквально всех, но мы планируем охватить максимально возможное их число (программа «Спортивный город» рассчитана на 2007 — 2010 гг. — Авт.). И работа в этом направлении ведется, в том числе совершенствуется материальная база. К концу 2009 года мы ввели в строй 32 спортивные площадки по месту жительства. А вообще за последние три года — и 2009-й был тоже в этом плане показателен — мы построили то, что не могли построить 30 лет. Возьмем стадион «Электрон» в Калининском районе — там открыт новый современный газон и новая трибуна. В Дзержинском районе на стадионе «Чкаловец» положено два футбольных газона, еще три получила ДЮСШ по футболу в Кировском… Кроме того, строим сегодня уникальный межрегиональный детский центр футбола на базе стадиона «Заря», это Ленинский район. Там уже имеются три искусственных поля, трибуна на три тысячи мест (проект вошел в федеральную программу «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы». — Авт.).
— Как планируете дальше развивать строительство?
— Во многом эти планы диктуют сами события. Надо смотреть, какие виды спорта у нас особенно активно развиваются, но испытывают при этом дефицит базы. Скажем, в 2009 году Новосибирск принимал международный турнир по греко-римской борьбе на приз Александра Карелина. Да, греко-римская борьба на подъеме, а где мы могли такие крупные соревнования провести? Только в ледовом Дворце спорта «Сибирь», поскольку нет специализированного зала. Кубок европейских чемпионов по той же греко-римской борьбе принял спорткомплекс «Север», где традиционно проходят соревнования по волейболу и баскетболу. Вот и встали мы перед дилеммой: строить зал для борьбы или же новый игровой зал? Бассейнов нет у нас в достаточном количестве... В общем, многое предстоит еще рассчитать и спланировать, но, конечно, с учетом меняющихся возможностей.
— А как обстоит дело со стадионом «Спартак»? Все знают об успехе, которого достигла наша футбольная «Сибирь» в минувшем году, при этом есть определенные требования к базе тех клубов, которые выступают в премьер-лиге. Осенью 2009 года, как известно, «Спартак» посетила комиссия Российского футбольного союза и сделала ряд замечаний…
— В прессе уже проходила информация о том, что первые игры «Сибирь», скорее всего, проведет на выезде, так как поле на «Спартаке» не соответствует предъявляемым требованиям. Но этот газон, начиная от нулевого цикла, кончая монтажом, делала московская фирма, которая имеет допуск УЕФА. С газоном сегодня все в порядке, что комиссия на самом деле подтвердила. А замечания касались лишь некоторых моментов, связанных с оборудованием трибун, освещением и т.п. Но вспомнили, как «Зенит» здесь проиграл, как Павлюченко получил травму… И пошли подводные течения: «доброжелатели» списали все это в первую очередь на качество нашего газона.
— Думаю, к этой теме мы еще вернемся… Юрий Николаевич, в 2009 году управление физкультуры и спорта мэрии Новосибирска начало активно реализовывать программу «Город наших побед». В чем ее суть?
— Это даже не программа, это скорее слоган, под которым мы стали осваивать новые формы работы. Вот, например, Евгений Подгорный организовал турнир по спортивной гимнастике. Но давайте просто одними соревнованиями это мероприятие не будем ограничивать. Давайте проведем встречу олимпийского чемпиона с ребятами — спортсменами и зрителями: пусть расспросят, как сам он шел к своей олимпийской победе, кем в детстве мечтал стать и так далее. Давайте больше узнавать о своих героях и следовать им, что-то перенимать… Общение тех же олимпийских чемпионов с детьми значит многое в формировании отношения подрастающих граждан к физкультуре и спорту. Чемпионы стали приходить к детям в школы, проводить с ними встречи, занятия, в том числе утреннюю гимнастику. У ребят глаза загораются, сразу другое отношение к активному образу жизни возникает! А как они уроки физкультуры сегодня посещают? Их гонят в зал, а они справки несут об освобождении. Потом выясняется, что порядка 70 процентов этих справок — фиктивные. Интересуемся: но почему? Почему вы не хотите идти на физкультуру? А дети объясняют: просто неинтересно — то ли дело компьютер, диван, телевизор... Но совершенно необязательно требовать от детей каких-то бешеных спортивных успехов. Задача-минимум, которую мы под нашим слоганом выполняем, состоит в том, чтобы привить им интерес просто к двигательной активности, к здоровому образу жизни.
— В минувшем году Новосибирск был отмечен дипломом министра спорта Виталия Мутко. За что именно?
— Мы постарались ввести равноправие — поставить олимпийское, паралимпийское и сурдлимпийское движения на одну ступень. В том смысле, что спортсмены, представители всех трех означенных категорий, у нас теперь одинаково получают вознаграждение. Паралимпийцы и сурдлимпийцы перестали быть вторыми номерами, об их успехах мы также открыто заявляем, стараемся, чтобы средства массовой информации освещали эти движения наряду с олимпийским и формировали соответствующее отношение к этим спортсменам со стороны общества. Новосибирск одним из первых начал практиковать такой подход, что было подчеркнуто на коллегии Министерства спорта в 2009 году.
— Юрий Николаевич, что же помогло управлению физической культуры и спорта мэрии Новосибирска, несмотря на сложности, все-таки добиться определенных результатов в работе?
— Прежде всего, представители разных инстанций, работающих на развитие физкультуры и спорта в городе и области, постарались максимально достичь взаимопонимания. У нас действует Сибирская олимпийская академия, комитет по спорту АСДГ (Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. — Авт.), который я возглавляю. И мы часто общаемся, регулярно ставя вопрос: чего не хватает муниципалитету? Четко определяем, кто чем должен в этой системе заниматься, что, например, входит в полномочия областного управления физкультуры и спорта, а что в полномочия городского. Хотя прежде было все запутано, выполняли несвойственные функции. Теперь все становится на места, каждая инстанция и каждый ее представитель знают свои права и обязанности, понимают свою меру ответственности. А такая «оптимизация отношений» влечет за собой все остальное: например, мы можем найти общий язык в плане управления финансовыми потоками. Словом, главное — человеческий фактор!