USD 97.0226 EUR 105.5231
 

Когда всё идёт на «Лад»

Светлана ФРОЛОВА
Виктория и ее дед Александр побывали в гостях у «Советской Сибири». Фото: Андрей Заржецкий
Виктория и ее дед Александр побывали в гостях у «Советской Сибири». Фото: Андрей Заржецкий

Как дед и внучка организовали бардовскую группу и что из этого вышло

Субкультуры бывают разные: пока одни бегают на четвереньках, другие предлагают чаще собираться вместе, петь хорошие песни и поддерживать друг друга.

С Викторией и ее дедушкой Александром мы познакомились накануне праздника, посвященного 105-летию «Советской Сибири» и презентации нашего благотворительного проекта «Книга для Тёмы». Искали солистку, которая исполнит завершающую торжество песню про алые паруса и прекрасную Ассоль. Так и открыли мы свою Ассоль-Викторию — на квартирнике бардовского проекта «Станция Сибирь» в ДК имени Октябрьской революции. А помог нам познакомиться Сергей Алексеев, лидер новосибирского бард-сообщества, хозяин квартирника и руководитель фестиваля «Станция Сибирь».

Отшумел наш концерт для юных авторов книги, и нам очень хочется познакомить читателя с теми, кто искренне и совершенно бескорыстно помогал нам и нашему проекту.

Итак, семейная бардовская группа «Свои».

Нужно больше хорошего

Александр Чернышев, по совместительству дедушка Виктории, уже 28 лет руководит детско-юношеским коллективом самодеятельной песни «Лад». Работает в Центре досуга молодежи «Респект» по линии молодежной политики. Здесь подростки осваивают игру на гитаре и занимаются вокалом. Начинают тут с самых азов — нотной грамоты и далее оттачивают исполнительское мастерство.

— То есть я в 1996 году его создал, и сейчас в нем третье поколение — учил и дочь, и внучку, — рассказывает Александр Чернышев. — В репертуаре нашем, помимо обучения гитаре, — хорошая песня. То есть прежде всего это, конечно, бардовские классические песни и эстрада — 60-х, 70-х годов. В 2009 году я делал проект с ребятишками — песни из кино и мультфильмов в нашей аранжировке. И даже с концертом выступали в «Старом доме». Песни были из «Девчат», «Гардемаринов» — те, которые на слуху.

По профессии Александр — инженер-радиотехник, но в бардовское движение влился еще со школьной скамьи: известный новосибирский писатель и журналист Николай Самохин был другом отца будущего барда Александра и приобщил парня к хорошей музыке.

— Дядя Коля познакомил меня с Высоцким: приносил бобины, какие-то пластинки, а потом я и сам стал покупать, — комментирует Александр. — А когда гитару освоил, стал помаленьку что-то петь. Поступив в институт в 1981 году, увидел, что есть такой конкурс — «Солист гитары». Пошел туда, ничего не занял, но, по крайней мере, помелькал, и меня пригласили в Клуб песенной поэзии при НЭТИ. Я там до сих пор состою, потому что он «то потухнет, то погаснет», но все еще есть. В то время я и не думал, что хобби перерастет в работу. Закончил институт, поступил на завод, 15 лет на нем отработал, а потом завод обанкротился. И в 1996 году я увидел объявление, что требуются в детский клуб по месту жительства люди, которые умеют играть на гитаре и общаться с подростками. Так и возник клуб «Лад».

044-19-03.jpg

А еще в послужном списке Александра работа с трудными подростками, комитет комсомола, и даже со своей будущей женой он познакомился в педотряде. И такое «педагогическое увлечение» можно вполне списать на корни, ведь дед Александра был сельским учителем.

— Когда Вика попросила, чтобы я научил ее играть на гитаре, я ей показывал какие-то песни в виде аккордов и воспроизводил их голосом. Она подпевала, — рассказывает Александр. — Потом мы поехали на фестиваль в Ново­уральск, это в Свердловской области. В номинации «Ученик — учитель» показали песенку, стали лауреатами и давай развивать эту тему.

Что дорогого стоит

Виктория Прокопенко, ученица 8-го класса школы № 195 и 8-го же класса музыкальной школы № 25, на концерте, посвященном книге, которую недавно выпустила «Советская Сибирь», солировала. Пела о том, что нужно верить в чудеса. Но когда вместе с дедушкой участвует в бардовских фестивалях, еще играет на гитаре — сама себе аккомпанирует. Говорит, что в будущем видит себя все-таки тоже в музыкальной сфере.

— Что-то вроде уже получается, а вот что именно хочется, пока непонятно, — объясняет Виктория. — Наверное, больше у меня тяга к гитаре. В будущем, возможно, тоже буду гитару развивать. Ну и, конечно, вокал. А насчет того, чтобы самой создать музыкальную группу, пока не знаю, слишком много их стало сейчас. А почему так? Кого-то из моих сверстников родители заставляют заниматься музыкой, а кто-то сам к этому приходит: услышал где-то песню — круто, я тоже так хочу. Сегодня есть интернет, он позволяет показать себя: кто-то выкладывает свои песни, получает лайки. Но мне больше нравится выступать перед реальной публикой, офлайн. Я люблю живые зрительские эмоции, аплодисменты, грусть или радость. И конечно, проводить время в хорошей компании, а на бардовских фестивалях собираются ребята, с которыми есть о чем поговорить.

044-19-02.jpg

— Когда ты работаешь в зале, с залом вернее, ты чувствуешь эту волну, которая идет оттуда, — соглашается Александр. — Волна бывает разная — теплая или холодная. Если чувствуешь холод, ты должен тут же на сцене переключиться, чтобы «пошло тепло». А когда тепло идет, ты просто радуешься этому и купаешься в этом счастье, чувствуешь, на лице зрителя улыбка настоящая или вымученная. Я думаю, что у ребятишек такая же ситуация, потому что все равно отдача зала — она дорогого стоит.

Приятный бонус для умной песни

Виктория — активный участник и лауреат множества бардовских конкурсов, которые, кстати, проходят сейчас по всей России.

— Самое впечатляющее выступление, которое я больше всего запомнила, было в Москве — Первый всероссийский слет бардов, — рассказывает Виктория. — А еще однажды с одного из конкурсов мне прислали подарок — плюшевого медведя и, кажется, наушники с плеером. Это был такой приятный бонус. Хотя в целом мы, кроме аплодисментов и дипломов, никаких подарков не получаем.

Недавно семейная группа вернулась со Всероссийского фестиваля детско-юношеской авторской песни «Здравствуйте, люди мои дорогие!» — он проходил в Куйбышеве Новосибирской области.

Кстати, «Лад» тоже неоднократно становился лауреатом и дипломантом городских, областных, всероссийских и международных конкурсов авторской песни. Сейчас в клубе Александра состоит больше 30 человек. «В основном дети приходят научиться играть на гитаре, но есть и поющий костяк, который я могу выставить на конкурс, — говорит Александр. — Самой старшей моей ученице 32 года, а самой маленькой — 11 лет». Некоторые ученики даже успели создать свои клубы.

— Чем интересна бардовская песня? Тем, что можно подумать, посмаковать, — резюмирует Александр. — Вот этот стих можно посмаковать, чтобы получить вкус и после­вкусие. Ведь в первую очередь это умные песни. Возвращаясь к моему клубу — как-то все совпало, что, во-первых, есть такой музыкальный термин — «лад», во-вторых, это семейный термин, потому что у нас как бы маленькая такая семья. Прежде всего, нормальная семья — это место, где люди слушают друг друга, дают выговориться. Не переходят сразу на личности и на крик. И еще с­емья — это как минимум общее дело. А когда будет взаи­мопонимание и общее дело, тогда и в семье все на лад пойдет.