Фотография — подарок миру
Ничто не дает нам такого отчетливого представления о прошлом, как фотографии. Впрочем, как и о современности. Непроходящая мода — запечатлеть себя и окружающее пространство, детали быта и даже гастрономические пристрастия.
Да, это и портреты, и среда, и архитектура, и интерьер, и дух времени, и настроение людей, и стиль эпохи, и мода — все, что превращает фотографическое изображение в подлинный документ своего времени, своего рода окно в историю. Недаром изобретение фотографии назвали подарком миру.
Вот и задумайтесь, какие подарки, стремясь шагать в ногу с модой, вы или ваши дети и друзья «дарят», как это будут рассматривать потомки лет эдак через 100?
Порталы в прошлое
До чего же интересно разглядывать старые пожелтевшие снимки! Они вызывают особый трепет в душе и порождают целую гамму чувств — от восторга до печали, ведь людей, на них изображенных, уже нет. Ни этих милых детей, ни бравых офицеров, ни телеграфистов, ни приказчиков, ни прекрасных дам, ни матерей семейств, ни стариков… И все же какое счастье, что о них остается зримая память!
Дамы Новониколаевска любили шляпы и умели их носить. В шляпные мастерские доставлялись материалы из Европы и Петербурга, а по каталогам можно было заказать любой понравившийся фасон. Барышни всех времен любят фотографироваться. Снимки наклеивали на бланки, которые не только придавали им изящный вид, но и служили для их сохранности. Фото: vk.com/club223527969
Кажется, люди на старых фотографиях совсем другие, а присмотришься — и внезапно узнаешь своего современника. Такая ощутимая преемственность поколений…
Уже с первых дней своего появления фотография захватила умы и воображение, ведь она давала возможность запечатлеть мгновение. В России фотография была встречена с огромным энтузиазмом. Камеры-обскуры продавались в магазинах Беккерса, а уже в 1840 году стараниями оптических дел мастера Грекова было налажено отечественное производство и фотокамер, и пластин. И стоили они в несколько раз дешевле заграничных.
Новониколаевск в лицах
Удивительно, что в Сибири фотография появилась почти в то же время, что и в столице. После Москвы путь нового искусства был стремительным — сначала в Томске, Красноярске, Барнауле, Тобольске, а в скором времени и в Ново-Николаевске (тогда в названии был дефис). В истории сохранилась дата, когда томский губернатор разрешил мещанину Т.И. Новосёлову открыть заведение по производству фотографических работ: 7 марта 1898 года.
На портрете-визитке — первая красавица Новониколаевска Пелагея Гречко. Высокая прическа, шелковое платье, драгоценная брошь — все самые модные вещи того времени. Удивительно современное лицо! Фото: vk.com/club223527969
Позже для открытия фотомастерской нужно было получить специальный билет у обер-полицмейстера и требовались два свидетеля для подтверждения благонадежности «открывателя», а также уплата пошлины (два рубля серебром в год). Нужен был и стартовый капитал для оборудования салона. Но дело было прибыльным, поэтому фотосалоны росли в больших и малых городах как грибы.
Портрет трех женщин разного возраста в похожих светлых платьях, не обязательно, кстати, белых. Тогда в моде были и розовые, и голубые оттенки. Кабинет-портреты печатались обычно на заказ по 12 штук. Фото: vk.com/club223527969
История сохранила имена новониколаевских фотографов и адреса их салонов: А.А. Хаймович, затем новый владелец его салона Е.А. Князев — на углу Болдыревской и Александровской улиц; П.Я. Овчин — на улице Дворцовой, М.И. Лорон — на Николаевском проспекте, И.А. Бигальке, Р.С. Шалль — на Вокзальной, М.Е. Лунц — на углу Александровской и Воронцовской улиц; Р.П. Лунц — «Центральная Фотография» на ул. Асинкритовской; Г.Н. Пожидаев на Гудимовской; М.Д. Товстоух, М.С. Моторин (Журинская); В.В. Мрозовский (ул. Кабинетская); И.С. Моторин (ул. Журинская); И.Т. Хромов, «Ново-Николаевск» (ст. Обь); И.Н. Шепелев (угол Михайловской и Межениновской). Это далеко не все, а самые успешные, чьи имена до сих пор на слуху, потому что они снимали не только людей, но и растущий на глазах город, и чьи работы сейчас составляют подлинное историческое наследие как истинные и самые правдивые документы эпохи.
Статичность поз на старых снимках объясняется продолжительностью съемки. Если присмотреться, все предметы являются точками опоры. У двух мужчин парадные костюмы, третий в военной форме. У всех начищенная до блеска обувь (такая услуга была в каждом салоне). Фото: vk.com/club223527969
По сути, это были натурально летописцы и документалисты. Память о них жива в виде их работ, которые можно найти в государственных архивах, частных или музейных коллекциях, а в нашу цифровую эпоху они доступны для просмотра и всем нам.
Всё есть мода
Конечно, исторические моменты, снятые фотографами, бесценны. Но самое дорогое, что они оставили потомкам, — портреты. По ним мы можем получить исчерпывающую информацию о том, как одевались люди разных социальных слоев, чинов, национальностей, возрастов. Можно сказать, снимая людей, мастера увековечивали моду, ведь мода — это не только наряды, это, прежде всего, повседневность, реальная действительность на определенном этапе времени.
Сейчас даже маленький ребенок сумеет сделать снимок смартфоном, а когда-то фотографирование было уделом профессионалов и считалось ремеслом избранных. Может, потому портреты того времени так притягательны, что старательно сняты мастерами своего дела? Не потому ли сейчас снова стали популярными студийные съемки и семейные фотосессии?
Горожане очень трепетно относились к процессу фотографирования. Они тщательно готовились, наглаживали костюмы, чистили обувь, женщины делали прически, надевали лучшие платья и шляпки, а детей старались разодеть как кукол. На красивой молодой маме городское цветастое муслиновое платье, нарядные белые платьица на детях. Отец семейства серьезен, но по глазам видно, как он счастлив. Какая же хорошая фотография! Фото: vk.com/club223527969
Вот бы к нам вернулась та самая старая мода! Нет, не обязательно на платья и шляпки. А мода на те человеческие ценности, которые одухотворяли лица наших предшественников.
Уникальное искусство
И хотя фотография стоила недешево, иметь свой портрет хотели все независимо от сословия и достатка. В этом особая прелесть фотографий — на них можно увидеть целую жизнь эпохи. А еще уникальность искусства фотографии в том, что оно не знает границ. И, появившись в европейских столицах, фотография в кратчайшее время полноправно завоевала даже самую удаленную провинцию.
ФАКТ
По данным Фотографического календаря (сост. И.И. Карпов) на 1891 г. использовались следующие форматы бланков-паспарту для фотографий:
— миньон (40х78),
— визитный (VISIT PORTRAIT), или «Виктория» (VIKTORIA PORTRAIT) (62х101),
— стереоскопический (88х178),
— кабинетный (Cabinet Portrait) (108х166),
— променадный (или Makart Portrait) (105х210),
— будуарный (135х220),
— империаль (175х250),
— панель (180х320).
Морская фигура, замри
Процесс создания первого фотопортрета был очень сложным: из-за длинной выдержки заказчику приходилось позировать до двадцати минут, замерев и не шевелясь, сохраняя неподвижность мимики и статичность позы, как в детской игре «Море волнуется раз». Были кресла со специальными подушечками и даже зажимами для головы. Чуть шевельнулся — и изображение «смазалось». Так что было не до смеха, вот почему так напряжены лица, так статичны позы на старинных дагерротипах.
Какой галантный текст газетного объявления об услугах фотографа! Неудивительно, что на этой стезе преуспевали коммуникабельные и комплиментарные люди. Фото: vk.com/club223527969