USD 91.6712 EUR 102.0390
 

Болезнь «незавершёнки»

Инна ВОЛОШИНА
Строят в регионе много, и это хорошо. Но, к сожалению, далеко не все объекты удается сдать в срок. Фото: Андрей Заржецкий
Строят в регионе много, и это хорошо. Но, к сожалению, далеко не все объекты удается сдать в срок. Фото: Андрей Заржецкий

Сроки сдачи объектов сдвигаются, но их обязательно закончат

На прошедшей в минувший четверг сессии Законодательного собрания региона депутаты обсудили исполнение областного бюджета за прошлый год. Предлагаемый к рассмотрению законопроект был одобрен, но вопросов у парламентариев возникло немало.

Перед тем, как приступить к обсуждению законопроекта, сессия заслушала информацию министра экономического развития региона Льва Решетникова о социально-экономическом развитии региона за минувший год. Если коротко, то по большинству экономических показателей темпы роста у нас были выше, чем в среднем по России.

Почему объекты «переехали»

Об исполнении бюджета-2023 «Советская Сибирь» уже подробно рассказывала своим читателям. Напомним: по словам зампредседателя правительства — министра финансов региона Виталия Голубенко, объем доходов в прошлом году составил 272 миллиарда 188,4 миллиона рублей, расходов — 290 миллиардов 964,4 миллиона рублей при дефиците 18,7 миллиарда.

— Возможности экономики значительно влияли на выполнение как плановых показателей по собственным доходам, так и расходных задач, — акцентировал Виталий Голубенко. — Ограничение подрядных мощностей, дефицит трудовых ресурсов, инфляция — все это приводило к утрате актуальности проектно-сметной документации, необходимости повторной контрактации и сдвигу завершения объектов на конец года.

При этом глава регионального минфина особо подчеркнул, что бюджет выполнил все свои финансовые обязательства в полном объеме.

— А как же семь поликлиник в Новосибирске, которые уже давно должны были сдать в эксплуатацию? — задал вопрос депутат Александр Козлов. — Срок их ввода неоднократно переносили. В последний раз нам говорили, что три поликлиники сдадут в 2023 году, остальные — в 2024-м. Этот проект стал символом проволочек. Когда же наконец мы их увидим?

Лев Решетников ответил, что в настоящий момент инвестор привлекает дополнительные средства, чтобы все-таки сдать три поликлиники. По остальным решается вопрос о расторжении концессионного соглашения.

Их было 120, но осталось меньше

— Каков объем незавершенного строительства по 2023 году? — задал вопрос депутат Владимир Анисимов. — При советской власти были жесткие нормы: количество незавершенных объектов по итогам года не должно превышать 30 процентов.

Министр строительства региона Алексей Колмаков пояснил, что на нынешний год передвинули около 120 объектов, но количество их сокращается.

— Чем плоха «незавершенка»? Материалы и работы дорожают, а значит, увеличивается давление на бюджет. И, по моим наблюдениям, количество недостроенных объектов растет, — высказал мнение Владимир Анисимов. — Я предлагаю на уровне правительства региона выработать механизм борьбы с этим явлением.

Первый заместитель председателя правительства региона Владимир Знатков отметил, что такой механизм уже разработан: в 2022 году была создана специальная комиссия, которая проанализировала состояние всех недостроенных объектов и сняла с баланса региона те из них, завершать которые нет смысла. Остальные объекты заканчивать будут, но происходит сдвижка по срокам.

— Я так понимаю, речь идет об управлении строительством бюджетных объектов. На сегодняшний день правительством региона разработан ряд мероприятий, направленных на оптимизацию этого процесса. Предлагаю вместе с депутатами их обсудить, — прокомментировал губернатор Андрей Травников. — Конечно, по доходам мы чувствуем себя не так свободно, как раньше, но те объекты, что начали, мы обязательно завершим. Если подрядчик будет работать оперативно, с опережением графика, можем выделить и дополнительное финансирование.

Чтобы деньги шли в экономику

Обеспокоенность недостаточным исполнением расходной части бюджета-2023 высказал депутат Сергей Левшенков.

— Как видно из предоставленных нам материалов, в прошлом году исполнение расходной части составило около 90 процентов. Получается, каждый десятый рубль не попал в экономику? — задал вопрос парламентарий.

— По государственным закупкам график контрактации на 1 июля составлял 71 процент, — ответил Виталий Голубенко. — Ниже 75 процентов — по двум моментам. Первый — минфин не заключил контракты на лимиты на заемное финансирование, привлечение кредитных ресурсов. Это более простая задача, и она сдвигается на четвертый квартал. Второе — минстрой и минтранс региона от этого показателя немного отстают, но уже наверстывают. Показатели контрактации в 2024 году значительно лучше, чем в два предшествующих года.

Объемы растут — специалистов нет

Депутат Вадим Агеенко поднял больной вопрос недостатка в регионе специалистов-проектировщиков.

— Допустим, по плану на разработку проектно-сметной документации отводится два месяца, а по факту уходит семь. Отсюда и отставание в сроках, — подчеркнул парламентарий. — В свое время в Новосибирске было немало проектных институтов, которые вполне справлялись с разработкой ПСД, в том числе и на достаточно сложные объекты. А теперь мы вынуждены заказывать проекты в Москву и Санкт-Петербург.

Виталий Голубенко подтвердил, что такая проблема существует, и касается она не только нашего региона, но и всей страны. Объем проектирования постоянно растет, и из воздуха специалистов, к сожалению, не взять.

После обсуждения депутаты в первом чтении утвердили законопроект об исполнении бюджета региона за 2023 год.

КОММЕНТАРИЙ
Федор Николаев, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области:
— Хочу напомнить о рекомендациях правительству региона, данных на публичных бюджетных слушаниях. Тогда мы рекомендовали обратить особое внимание на социально-экономическое развитие сельских территорий, улучшение условий жизни жителей сельских населенных пунктов и реализацию наказов избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области седьмого созыва.
Кроме того, мы предлагаем правительству области активнее взаимодействовать с федеральными органами власти, государственными институтами развития, а также коммерческими структурами в целях привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников на реализацию перспективных инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных и иных проектов, в том числе в рамках государственных программ Новосибирской области.
Также мы советуем обратить внимание на развитие системы межбюджетных отношений, расширение налогооблагаемой базы и увеличение доходного потенциала областного и местных бюджетов; сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне, недопущение неполного освоения средств областного бюджета Новосибирской области на возведение объектов капитального строительства.