USD 91.6712 EUR 102.0390
 

Кого посадим за руль?

Инна ВОЛОШИНА
Государство за свой счет готово обучать водителей грузовиков и автобусов, но желаю­щих нет. По мнению членов совета по взаимодействию с муниципальными образования­ми Законодательного собрания, возможно, этой профессии надо обучать еще со школьной скамьи. 
Фото: Андрей Заржецкий
Государство за свой счет готово обучать водителей грузовиков и автобусов, но желаю­щих нет. По мнению членов совета по взаимодействию с муниципальными образования­ми Законодательного собрания, возможно, этой профессии надо обучать еще со школьной скамьи. Фото: Андрей Заржецкий

В регионе необходимо возродить обучение школьников рабочим специальностям

В области масса вакансий для водителей категорий С и D, но желающих идти работать крайне мало, особенно это касается сельских территорий.

Проблема, о которой идет речь, возникла отнюдь не вчера: по словам председателя Совета депутатов Чулымского района Владимира Клевцова, ее уже обсуждали на заседании совета в марте прошлого года. Но, к сожалению, с тех пор ситуация особо не изменилась, даже усугубилась: вакантных рабочих мест все больше, а желающих крутить «баранку» на селе все меньше. Как решить этот насущный вопрос, обсуждали на заседании совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных районов и городских округов Законодательного собрания региона.

Ответственности много, денег мало

— На сегодняшний день всего в двух районах — Карасукском и Сузунском — имеется возможность обучать водителей категорий С и D. В девяти районах созданы условия для обучения водителей категории С, но нет условий для сдачи экзаменов. В 17 районах водителей-профессио­налов не обучают на месте, — рассказал Владимир Клевцов. — Дефицит кадров в сфере пассажирского общественного транспорта остается высоким. Причем 60 процентов водителей старше 55 лет. Сегодня требуется 278 водителей категории С и 183 — категории D, в прошлом году было подготовлено 207 первых и 39 вторых, и не все «дошли» до работы.

Практически патовая ситуа­ция сложилась с водителями категории D, особенно это касается школьных автобусов. Зарплаты там, откровенно говоря, не поражают величиной, а ответственность колоссальная, вот и не идут. Есть и такой нюанс: получить право управления автобусом можно, лишь имея категорию С, а далеко не у всех водителей она есть. По результатам анализа собранной информации депутаты на местах выработали несколько предложений.

— Мы считаем, что необходимо учить школьников старших классов специальностям «водитель» или «тракторист-машинист», а также организовать подготовку водителей категорий С и D на базе межрайонных аграрных колледжей. Для этого необходимо адаптировать и аккредитовать базы и автодромы, лицензировать колледжи, обучить персонал, обеспечить техническое оснащение, — подчеркнул председатель совета депутатов Чулымского района. — Кроме того, нужно открыть экзаменационные отделения МРЭО ГАИ в райцентрах, где организованы или будут организованы курсы подготовки водителей категорий С, D. Также необходимо в полной мере использовать возможность целевой профессиональной подготовки кадров на бесплатной основе для обучаю­щихся через центры занятости населения районов за счет средств предприятия и областного бюджета.

Целевая подготовка — это выход?

По словам председателя Совета депутатов Венгеровского района Владимира Никулича, в прошлом году прошло несколько совещаний с участием всех заинтересованных сторон — региональных министерств транспорта, образования, труда и социального развития, ГАИ. Тогда было принято решение рекомендовать заключать контракты с центрами дополнительного образования.

— Выходом, возможно, могла бы стать целевая подготовка водителей указанных категорий, — отметил Владимир Никулич. — Мы считаем, что необходимо рассмотреть возможность выплаты зарплаты или стипендии по договорам целевого обучения на категорию D. Кроме того, на автотранспортных предприятиях необходимо развивать систему наставничества.

Но, как показывает практика, дело даже не столько в том, что водителей негде учить, сколько в отсутствии желающих учиться. Министр образования Новосибирской области Мария Жафярова рассказала, что сегодня профессию водителей категории С можно получить в 13 средних образовательных учреждениях.

— В 2023 году по программам среднего профессионального образования завершил обучение 391 человек, получив специальность водителя категории С, в 2024 году — 406 выпускников, — сообщила глава регионального минобра. — Переподготовка водителей на категорию D с категории С за счет средств областного бюджета проходит в регионе на базе двух профессиональных образовательных учреждений. За 2020–2024 годы подготовлен 231 водитель категории D, в том числе 105 человек — за счет областного бюджета, 126 человек — за счет средств физических и юридических лиц.

При этом, по словам Марии Жафяровой, в региональном банке вакансий по состоянию на 10 июня 2024 года работодателями заявлено 222 вакансии водителей автобусов с уровнем оплаты труда от 20,3 тысячи до 110 тысяч рублей. И при этом только шесть из них — для водителей без опыта работы. Еще один важный момент: сегодня есть возможность подготовить за счет бюджета 75 водителей данной категории, но пока что готовы учиться лишь 13 человек. Как говорится, комментарии излишни.

Права — со школы

— Возникает много вопросов к качеству подготовки водителей, — подчерк­нул председатель транспортного комитета регионального парламента Валерий Ильенко. — Буквально на днях на транспортном форуме обсуждали, что только 25 процентов обучающихся с общего потока на категорию B сдают вождение и 70 процентов — правила дорожного движения. Это было сказано сообществом транспортников. Желающих получать профессию гораздо меньше, чем потребность в профессионалах на предприятиях и в организациях. Причем на практике из десяти человек, которых организация пассажирского транспорта отправляет учиться и оплачивает им это обучение, работать остаются только трое.

По мнению председателя Законодательного собрания регио­на Андрея Шимкива, не нужно изобретать велосипед, а лучше вернуться к советской практике и обучать профессии водителя еще в школе, причем юношей — в обязательном порядке.

— Надо четко понимать, что время поменялось, жизнь поменялась: сегодня руководители предприятий сами находят и сами учат тех, кого потом возьмут к себе на работу, — отметил спикер регионального парламента. — Старую систему Д­ОСААФ, при которой в каждом районе был свой автодром, нам уже не вернуть. Но то, что на всю область получают профессию водителей единицы, — это катастрофа. Даже не в зарплате вопрос. В угольной отрасли сейчас предлагают 150–200 тысяч рублей и не могут найти кадры. То есть проблема глубже. У меня просьба к министерству образования поработать по школам, по ключевым хозяйствам, опорным пунктам — нужно организовать профессиональную подготовку школьников. Кроме того, я бы попросил на базе профильного комитета Заксобрания продолжить обсуждение данного вопроса и пригласить представителей исполнительной власти. С учетом мнений всех заинтересованных сторон должно быть уже к сентябрю проработано решение проблемы профессиональной подготовки водителей пассажирского транспорта и школьных автобусов.

КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— Я хотел бы акцентировать внимание на том, что еще не во всех учреждениях профессионального образования на сельских территориях организована подготовка водителей категорий C и D. В качестве первого шага нужно добиться, чтобы во всех аграрных колледжах крупных населенных пунктов на сельских территориях можно было получить квалификацию водителя. Если проявят инициативу руководители муниципалитетов и директора школ, то на базе опорного колледжа можно будет продумать систему обучения школьников на водителей категории С. Кроме того, я готов поддержать инициативу создания центра по подготовке водителей категории D на базе Куйбышева или Татарска — как мы услышали, именно там сегодня наибольшие проблемы. Если эти меры дадут положительный эффект, мы готовы будем продолжить работу в этом направлении.