USD 91.6712 EUR 102.0390
 

Жизнь со вкусом американо

Маргарита РЕВЗИНА

Кто такие стиляги? Результат западной пропаганды или молодая свежая поросль, несущая идеи прогресса и свободы? Могут ли они быть в наше время?

Эту тему навеяли старые рисунки, хорошо передающие атмосферу того периода. На уличных набросках новосибирца Александра Н. (автор скромно пожелал остаться неизвестным) — молодежь, стиляги. Смешные, тонконогие, карикатурные, но очень живые, на­ивные. Дети своего времени.

Так кто же они, эти стиляги?

Модный — значит в импорте?

Наши представления о прошлом полны стереотипов. Так и мода со временем превращается в миф. Что приходит на ум первым при упоминании слова «стиляги»? Джаз, саксофон, американское кино, молодые люди в ярких пиджаках и узких брюках, с начесанными коками на голове, девушки в платьях с пышными юбками и прическами, дух свободы, молодости, веселья.

А еще вспоминаются беспощадные фельетоны, карикатуры на этих самых стиляг с их утрированными, порой и впрямь комичными образами.

Вся философия моды стиляг была основана на следовании определенному стилю моды, непременно западному. На самом деле это было характерно не только для советского общества, жившего за железным занавесом. Более того, и в дореволюционной России поклонялись парижской и лондонской моде. Увлечение определенной части молодежи какой-либо страны элементами зарубежной культуры — явление довольно частое, ведь все иностранное всегда интереснее.

018-19-02.jpg

Наряду с нашими стилягами существовали английские тедди-бойз, американские зут-сьютс, немецкие свинг-кидс — это все довольно похожие протестные субкультуры. Но в отличие от них субкультура стиляг — чисто советский феномен, ведь ничего подобного не могло появиться на Западе уже хотя бы потому, что моделью для нее и был тот самый Запад.

И возникает вопрос: откуда у нас берется эта мода на все иностранное? Откуда этот величайший в своей недалекости стереотип, вбитый в сознание обывателя, что не может у нас быть ничего такого выдающегося, как у «цивилизованного Запада»? Что в СССР не было моды, как не может ее быть и в России. Пора уже признать, что это самый расхожий штамп именно западной антисоветской, антироссийской пропаганды. Просто это результат вечного противостояния русского и западного мира. И своя мода у нас была всегда, а сейчас она нужна нам особенно.

Легко ли управлять молодыми?

В непростое время живем, когда рушатся идолы, падают короны с кумиров, открываются тайны истории, ломаются представления о мироустройстве. Но нам легче, чем нашим предшественникам. У нас есть доступ к любой информации, у нас есть возможность самим решать, что нам думать о происходящем в мире.

Молодым труднее: так уж устроена природа человеческая, что молодежь всегда в оппозиции к прошлому. Таков гормональный статус, все просто. И все сложно, потому что молодыми на самом деле можно тонко и умело управлять. Теперь на эту тему написаны сотни томов. А совсем недавно протестные настрое­ния молодежи объяснялись исключительно их инициативой. А раз уж в нашей рубрике мы рассматриваем мир сквозь призму моды, хочется привести яркий пример попытки использования моды как мощного идеологического инструмента.

Если говорить о стилягах, мало кто помнит о неформальном объединении стиляг Харькова, превратившихся из собраний модников в оппозиционное движение со своим лидером. Оно называлось «Голубая лошадь», имело в своих рядах свыше пяти тысяч молодых людей и дошло в своих оппозиционных действиях до открытых выпадов против власти, сформировав даже свое правительство.

018-19-03.jpg

Так безобидная стиляжная «Голубая лошадь» превратилась в организацию с лозунгом «За победу буржуазной революции!». Тогда слово стиляг «чувак» расшифровывалось как «Человек, Усвоивший Высшую Американскую Культуру».

Финал был предсказуем: лидер местных стиляг, студент Политеха Евгений Гребенюк получил два года, остальных разогнали, дело замяли. Но вот что крайне важно в этой истории: выяснилось, что движение готовы были профинансировать американские фонды, предлагая лидеру ни много ни мало два миллиона долларов для раскачки советского режима.

Так что управлять молодыми легко, особенно зная технологии и используя современные средства коммуникации.

Н-ские стиляги: вдоль по Красному

В нашем городе, кстати, стиляги появились сразу после войны и едва ли не одновременно с московскими и ленинградскими. Расцвет стиляжничества в Новосибирске пришелся на шестидесятые годы. Местом дислокации стиляг — «бродвеем» всегда были главные городские улицы.

В Новосибирске «бродвеем» был Красный проспект. Фланировали от Торгового корпуса до Дома моделей или в другом направлении почти до конца, где Картинная галерея. Тогда посреди проспекта была аллея со скамейками, где можно было посидеть, поговорить на сленге стиляг. В Новосибирске до сих пор в обиходе слова из их лексикона: чувак, чувиха, жлоб, хилять, шузы, трузера, хата. Место у фонтана десятилетиями носит название «пятак». На пятаке назначают встречи, свидания, знакомятся, «тусуются».

Ничего не изменилось. Модники Новосибирска и сейчас так же выгуливают свои наряды. Но появились и новые локации: Европейский Берег, Заельцовский парк, парк «Берёзовая роща», Михайловская набережная, а с пуском метро, очевидно, будет и парк вокруг Ледового дворца, где уже сегодня собираются молодежные тусовки и проводятся всякие организованные мероприятия.

Почему сейчас модны стиляжные вечеринки?

В Новосибирске сейчас настоящий бум вечеринок и корпоративов в духе стиляг. Стоит открыть поисковик, и пожалуйста — костюмы и весь антураж.

Как же объяснить этот интерес?

Есть выражение: «история повторяется как фарс». И в наши дни подражание Западу приобрело курьезную форму: подражать стилягам, которые подражали Западу. Видно, веселая эпоха стиляг была сформирована ими четко и определенно, чего не скажешь о современных людях, окруженных огромным разнообразием стилей. Отсюда и вечеринки по готовым шаблонам, разумеется, очень далеким от правил истинных стиляг. То есть сама культура стиляг эпохи СССР уже настоя­щий миф.

Мир становится многополярным

Многолетний диктат западной моды идет на спад. Но в некоторых кругах остается очень значительным. А это значит, что все, кто подражает заграничной моде, и есть по сути своей стиляги. В таком случае истинная стиляга — Эллочка-людоедка с ее подражанием Вандербильдихе и хо-хо-глоссарием.

И хотя остаются институты, направляющие моду в нужное Западу коммерческое русло, провозглашающие модные тренды, цвета, материалы, их влия­ние на массовую моду все больше теряется в калейдоскопе мировой глобальной моды. Совершенно точно можно сказать, что быть в наше время узконаправленными на Запад стилягами категорически не модно.