USD 91.6712 EUR 102.0390
 

Марш энтузиастов

Маргарита Ревзина
Журналы домов моделей пятидесятых годов из коллекции автора (Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Новосибирск).
Журналы домов моделей пятидесятых годов из коллекции автора (Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Новосибирск).

Середина XX века — замечательный период в истории Новосибирска. Кончилась война, люди были полны радости жизни, энергии, надежды.

К середине 1950-х годов в стране был решен вопрос с удовлетворением базовых потребностей населения в одежде и питании. Выросло благосостояние — и во всей красе явилась мода! К 1949 году в системе Минлегпрома СССР создается 12 республиканских и областных домов моделей в Ленинграде, Киеве, Минске и Риге во главе с Общесоюзным домом моделей одежды (ОДМО) в Москве.

НДМ: обитель сибирской моды

Тогда же и был создан Новосибирский Дом Моделей, на десятилетия ставший флагманом моды всего Зауралья.

Один за другим в Новосибирске стали открываться предприятия, нацеленные на производство товаров народного потребления. Уже к 1951 году в городе размещалось 500 крупных и мелких фабрик государственной промышленности и 161 — промысловой кооперации. Среди них — ставшие легендарными «Первая Сибирская швейная фабрика им. ЦК союза швейников» (будущий «СИНАР») и «Сибирская швейница» («Северянка»). Так что вопрос с дефицитом самых основных предметов одежды был закрыт.

Но ассортимент модной одежды оставлял желать лучшего. В эти годы случился настоящий бум шитья на заказ в ателье. В Новосибирске они были чуть ли не в каждом квартале, но заказчикам все равно приходилось ждать своей очереди. Пошив нарядного платья в ателье стоил 102–146 рублей и производился в течение месяца, у частника — 65–90 рублей. Средний доход в то время составлял от 400 до 600 рублей.

009-29-02.jpg

В начале 1950-х в моде была маленькая шляпка-ракушка на затылке, которая выглядела довольно нелепо и не несла никакой функции. В народе эту шляпку прозвали «ядурочка».

Каждая уважающая себя модница или умела шить сама, или имела свою порт­ниху. Платья шились по собственным лекалам, но можно было также купить и журналы мод. Их тиражи значительно увеличились, и журналы стали доступнее.

Наш Дом моделей для популяризации моды выпускал не только отличный журнал, но и продавал по отдельности готовые выкройки новейших фасонов одежды с описанием, методички с модными эскизами, зарисовки с образцами вышивок, которые пользовались огромным спросом. Повезло тому, у кого в наши дни сохранились такие раритеты.

СССР тогда укреплял связи со странами содружества. НДМ наряду с другими каждый год представлял свои модели в Польше, ГДР, Чехословакии.

На Лейпцигской ярмарке в 1954 году специальным призом были отмечены представленные в советском павильоне новосибирские модели: пальто, женский костюм «тройка», платья из маркизета и набивного крепдешина.

В 1955 году в Варшаве на международном конкурсе одежды получили высокую оценку четыре демисезонных и зимних пальто и нарядные платья. Для демонстрации моделей советских художников-модельеров было отобрано пять лучших манекенщиц домов моделей страны. Среди них была и новосибирская манекенщица — юная Галина Решетникова.

Показы в доме моделей были популярны не меньше театральных премьер. Попасть на них было сложно. И вообще, Дом Моделей всегда был окутан ореолом таинственности и элитарности, считался местом небожителей моды. Его история заслуживает отдельного рассказа или даже целой книги.

Великий кормчий Мао, «Христиан Диор» и 500 литров духов

Интересное было время, насыщенное множеством событий. В 1956 году в Москве и Ленинграде прошла выставка Пабло Пикассо, вызвавшая как восторги, так и негодование. На экраны вышел фильм «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко, ставшей эталоном красоты.

В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Участие в нем приняли 34 тысячи юношей и девушек из 131 страны мира. И мода вошла в жизнь советских людей как полноправный участник. Тогда же появились так называемые стиляги, которые эпатировали окружающих своим неординарным внешним видом. Ничего удивительного, на то она и мода, чтобы у нее были свои выкрутасы.

009-29-03.jpg

В 1959 году в Москве прошел I Московский кинофестиваль. На красной дорожке в шикарных нарядах блистали звезды, их фотографии были во всех газетах. И конечно, огромный фурор произвели 14 показов в столице коллекций Ив Сен-Лорана дома моды Christian Dior: 120 комплектов одежды, украшения, зонтики, сумочки, туфельки, перчатки — можно представить, как кружилась голова у наших модниц. На афишах было написано: «Христиан Диор», что сейчас вызывает улыбку. Было привезено 500 литров духов. Часть продали, подарили, часть распыляли перед показами. Купить билеты было невозможно, всех пускали только по приглашениям. И какое же удивление у прохожих вызвало появление диоровских манекенщиц на улицах Москвы, где они устроили модное дефиле!

В это время произошло еще одно событие, во многом повлиявшее на моду всей страны. Начало пятидесятых ознаменовано советско-китайской дружбой. После визита в 1949 году в Москву Великого Кормчего Мао Китай в короткие сроки наладил производство промышленных товаров. И в СССР потоком пошел китайский импорт: ткани, одежда, предметы быта. В Новосибирске в те годы можно было купить китайскую о­бувь, белье, шерстяные костюмы, детскую одежду, шелковые покрывала, зонтики, веера и даже красивые традиционные платья ципао из натурального шелка с изящной вышивкой. У многих новосибирцев до сих пор хранятся некоторые вещи марки «Дружба», ставшие уже семейной реликвией.

Новые материалы, новая мода каждый год

Так что в 1950-е мода вошла в жизнь советских людей уверенно и решительно. Все, что было модно в мире, оказалось и у нас. Конечно, новинки были не у всех, но мода на то и мода — у нее всегда бывают свои фавориты. И тем не менее общие модные тенденции того времени проникали в жизнь повсеместно.

В мужской моде тогда утвердились деловые бостоновые костюмы строгого стиля с широкими плечами и узкими талиями, габардиновые пальто, шляпы, кепки, спортивные куртки и брюки, клетчатые рубашки, рубашки-поло, трикотажные пуловеры и вязаные свитера. На западе в моду вошли джинсы, но в то время у нас их носили единицы. А стиляги (о них будет отдельно) носили узкие брюки-дудочки, яркие пиджаки и галстуки с пальмами.

Женская мода того времени являет собой образец непревзойденного стиля, который и сейчас будоражит воображение модельеров. Всепобеждающая женственность, рафинированная точность форм и особая элегантность — девиз моды пятидесятых. Все просто: мужчин мало, конкуренция среди женщин высока. Отсюда пышные юбки, высокие прически, шляпы, каблуки, яркий макияж, духи — в моде пятидесятых происходит концентрация всех приемов моды. Пятидесятые названы временем моды аксессуаров — такое большое значение придавалось шляпкам, вуалеткам, платочкам, шарфикам, перчаткам, сумочкам. Очень модны были часы: ювелирных размеров женские и элегантные мужские.

009-29-04.jpg

В это время появляется немало открытий моды: шпилька, колготки, купальники бикини, бюстгальтеры новых форм (знаменитая «Пуля»), брюки разных фасонов, синтетические ткани и волокна: капрон, нейлон, лавсан, лайкра, вискоза и ацетатный шелк. Вещи из синтетики были самым писком моды: газовые шарфики и косынки, нейлоновые рубашки и блузки, капроновые чулки и недосягаемые для советских девушек колготки, которые в нашей стране появятся много позже.

Новые материалы и технологии значительно расширяли творческую палитру моды, порождая новые формы и фасоны. Каждый год пятидесятых нес в себе обновления. Сначала — пышные юбки а ля Диор, часто с множеством нижних юбок для дополнительного объема, приталенные платья с корсетом, с драпировкой, требовавшей большого количества ткани, отчего, кстати, во Франции были даже протесты. Потом, несколько лет спустя, другая крайность — узкие, в обтяжку, костюмы: юбка-карандаш и жакет строго по фигуре.

Все эти модные тенденции представлены в советских журналах того времени, которые и сейчас очень интересны, тем более что в них работали прекрасные иллюстраторы моды. А в новосибирском журнале мод трудился Николай Демьянович Грицюк, художник, чьи живописные работы очень высоко оценены во всем мире. Вся история новосибирской моды связана с высокими профессионалами, мастерами своего дела и великими энтузиастами.

Красивые были люди, красивая была мода. Красивое было время.

ИНТЕРЕСНО
В Новосибирске местом обитания модников был так называемый пятак, место у центрального фонтана, а фланировать они любили по Красному проспекту, называя его Бродвеем. Интересно, что это место было территорией модных тусовок и в шестидесятые, и в восьмидесятые, и в нулевые, таким оно остается и по сей день.