USD 96.1021 EUR 105.4854
 

Становление государственного финконтроля — неотъемлемая часть истории страны

Сергей Васильев, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области и Кристина Лещинская, заместитель начальника контрольного управления Новосибирской области
История создания системы финансового контроля — в архивных документах и публикациях «Советской Сибири» первой половины 20 века — вызывает любопытство еще и потому, что каждый новый шаг, события в этой сфере отражают и историю развития нашего региона. Иллюстрации предоставлены Контольным управлением Новосибирской области
История создания системы финансового контроля — в архивных документах и публикациях «Советской Сибири» первой половины 20 века — вызывает любопытство еще и потому, что каждый новый шаг, события в этой сфере отражают и историю развития нашего региона. Иллюстрации предоставлены Контольным управлением Новосибирской области

К 100-летию с момента образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России

Вековая история деятельности контрольно-ревизионных органов в структуре министерства (наркомата) финансов — это прежде всего накоп­ленный опыт организации и методологии контрольной работы в финансово-бюджетной сфере, коллективные знания и традиции, полученные в процессе проведения контрольных мероприятий и передаваемые поколениями контролеров-ревизоров.

Изучение наследия наших предшественников дает нам возможность принимать эффективные решения по организации внутреннего государственного финансового контроля в настоящее время.

В истории государственного контроля были бурные повороты, но она всегда шла по пути развития финансовых отношений. На протяжении всего периода становления финансового контроля велись по­иски его наиболее эффективных форм применительно к условиям России.

Датой создания государственного финансового контроля в нашей стране принято считать 1656 год, когда в целях повышения эффективности финансового управления был учрежден Счетный приказ, задачей которого являлось проверить раздачу полкового жалованья во время войны с Польшей, а затем провести ревизию казны за 50 лет. Уже в ходе реформ Петра I обязанности гос­контроля перешли к Правительствующему Сенату, по существу являвшемуся высшим финансовым учреждением в России — его Ревизион-коллегия проверяла ведомости о приходе и расходе бюджетных средств.

Образование контрольно-ревизионного органа Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина) в годы становления советской власти было призвано обеспечить финансовую дисциплину и экономию бюджета. Финансово-бюджетный контроль являлся одним из инструментов борьбы с разразившимся в 20-е годы финансовым кризисом, вызванным высоким ростом инфляции. Чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно сказать, что, по данным Конъюнктурного института, индекс свободных цен в Москве в 1921 году по сравнению с 1913 годом показывал рост в 27 тысяч раз.

23 октября 1923 года ЦИК и СНК СССР создали в составе Наркомфина финансово-контрольное управление, а уже 1 февраля 1924 года в Сибири было организовано Финансово-контрольное управление при Сибирском крае­вом финансовом отделе. В полномочия финансово-контрольных подразделений входила оценка хозяйственной целесообразности операций, производимых государственными учреждениями, сплошная документальная проверка исполнения государственного бюджета.

16 ноября 1926 года СНК СССР утвердил постановление «О реорганизации финансового контроля», в соответствии с которым изменялась основная система проведения ревизионной работы. Вместо последующего документального контроля исполнения госбюджета упор теперь делался на фактическую ревизию финансовых и хозяйственных операций. Постепенно органы госфинконтроля приобретали особую самостоятельность, находясь уже не в составе, а при финансовых органах. Для решения вопросов о взыскании с должностных лиц ущерба, понесенного государством вследствие их неправомерных действий, создавались контрольные Советы и совещания.

В 30-е годы ХХ века про­изошел временный перерыв в развитии контрольно-ревизионных органов. В период ускоренной индустриализации 1927–1929 годов происходило перераспределение ресурсов, административно предназначенных для индустриальных проектов, что сказалось на стабильности финансовой системы. В 1929 году, впервые после окончания Гражданской войны, появились очереди за продовольствием. Люди предпочитали расходовать свои заработанные рубли на теневом рынке, цены на котором катастрофически росли. В начале августа 1930 года И.В. Сталин приказал провести чистку Наркомфина из-за допущенного роста инфляции. В том же году ведущие должностные лица были привлечены к ответственности и уволены со своих постов, а Главное управление государственного финансового контроля при Наркомфине СССР было упразднено. Как показало время, такое решение не было оправданным. Финансовые потоки, которые осуществлялись в годы глобальной перестройки народного хозяйства, пришлось в одиночку контролировать Рабоче-крестьянской инспекции, на которую в эти годы был возложен в том числе и финансовый контроль.

9 декабря 1932 года постановлением СНК на Наркомфин и его местные органы были вновь возложены полномочия по проведению ревизий бюджетных учреждений и хозяйственных организаций. С этой целью в составе финансовых органов были образованы финансово-бюджетные инспекции. В развитие методологии финансового контроля было принято постановление Совнаркома от 15 апреля 1936 года «О внутриведомственном финансовом контроле и документальной ревизии учреждений, предприятий, хозяйственных организаций и строительств», которым были определены задачи и функции государственного контроля и внутриведомственных контрольных органов. Полномочия финансово-бюджетной инспекции существенно расширили: теперь финансовый контроль осуществлялся в отношении хозяйственных организаций, бюджетных и кредитных учреждений. В случае обнаружения нарушений финансовой дисциплины и фактов незаконного расходования госсредств контролеры могли временно перекрывать финансирование из бюджета тех или иных организаций.

Однако проблемы в работе ревизоров все же оставались. В 1938 году Наркомфин возглавил А.Г. Зверев, который в своих воспоминаниях «Записки министра» писал: «Первое, с чем я столкнулся, став наркомом, — беспрестанная, каждодневная критика нашего учреждения. Изучив обстановку, я пришел к выводу, что критика была справедлива. Государственная финансовая дисциплина нарушалась. Бюджетная инспекция, основной орган по осуществлению финансового контроля, не выполняла своего назначения. Наркомат уполномочили в кратчайший срок навести порядок, восстановить дисциплину».

9 мая 1938 года Совнарком СССР утвердил Положение о Контрольно-ревизионном управлении Наркомфина (КРУ), финансово-бюджетные инспекции были упразднены. В стране выстраивалась централизованная система контроля, формировались принципы ее работы: было установлено, что главным методом ревизии следует считать проверку документов, характеризующих состояние финансового хозяйства организации и деятельность руководителей, отвечающих за финансовую работу. Тогда же был введен порядок оформления результатов ревизии актом за подписью ревизора, руководителя и бухгалтера проверяемого предприятия. Была заложена организационная и правовая база того, что КРУ Наркомфина, впоследствии Минфина, с его местными органами на десятилетия стало единственным независимым надведомственным органом государственного финансового контроля в России. Для восполнения численности контрольно-ревизионных органов и повышения их профессионального уровня открывались курсы подготовки контролеров-ревизоров. Во время Великой Отечественной войны и в последующий период восстановления народного хозяйства страны деятельность КРУ Минфина не прекращалась.

Продолжение