USD 91.8692 EUR 99.4500
 

Государственный финансовый контроль в условиях становления и функционирования рыночной экономики

Сергей Васильев, заместитель руководителя управления Федерального казначейства по Новосибирской области, Кристина Лещинская, заместитель начальника контрольного управления Новосибирской области
Коллектив Управления Федерального казначейства по Новосибирской области поздравляет Владимира Шлеева с юбилеем. Владимир Фёдорович, первый руководитель управления Федерального казначейства по Новосибирской области, создал сильную команду профессионалов, награжден высшей ведомственной наградой Федерального казначейства — медалью графа А.И. Васильева. Фото: novosibirsk.roskazna.gov.ru
Коллектив Управления Федерального казначейства по Новосибирской области поздравляет Владимира Шлеева с юбилеем. Владимир Фёдорович, первый руководитель управления Федерального казначейства по Новосибирской области, создал сильную команду профессионалов, награжден высшей ведомственной наградой Федерального казначейства — медалью графа А.И. Васильева. Фото: novosibirsk.roskazna.gov.ru

К 100-летию с момента образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России

Продолжение. Начало в № 34 от 23 августа 2023 года.

Вопросы организации финансового контроля всегда оставались актуальными. В 1953 году Коллегия Минфина СССР пришла к выводам, что финансовая дисциплина продолжает нарушаться, было принято решение усилить контроль.

На подмогу работникам контрольно-ревизионного управления (КРУ) направили 400 квалифицированных финансистов. Чтобы подтянуть знания сотрудников местных органов, стали организовывать совещания по обмену опытом, во второй половине 1953 года районные контролеры-ревизоры сдавали квалификационные экзамены. 3 мая 1956 года вышло постановление Совета министров СССР, согласно которому местные органы КРУ Министерства финансов СССР в полном составе перешли в ведение минфинов союзных республик.

Практически все дальнейшие преобразования, происходившие в 60–70-­е годы ХХ века, были методологическими

Ужесточались требования к проведению ревизий, совершенствовались инструкции, уточнявшие тонкости контрольно-ревизионной деятельности в разных отраслях экономики, усилилось взаимодействие с финансовыми и кредитными органами, все большее внимание уделялось вопросам ведомственного контроля.

В дальнейшем работа по совершенствованию методологии привела к созданию в июле 1974 года Методологического совета, в состав которого вошли в том числе начальники и главные контролеры-ревизоры КРУ минфинов союзных рес­публик, руководители министерств и ведомств СССР. Необходимость формирования методических советов была продиктована переходом к рыночной экономике, когда документы, составляющие правовую основу деятельности контрольного, потеряли свою актуальность в новых условиях. Итогом деятельности Методического совета была подготовка проектов нормативных документов, разработка передовых методик деятельности, составление проекта единого классификатора финансовых нарушений.

Деятельность КРУ минфина в 80-х годах характеризовалась большим количеством ревизий и проверок, проводимых как в плановом порядке, так и по поручениям Совета министров СССР и других государственных и партийных органов. Из воспоминаний сотрудников Минфина СССР Новосибирской области и находящегося при нем контрольно-ревизионного управления следует, что в 80–90-е годы на ревизию направлялись в основном мужчины. Женщины же привлекались редко по одной простой причине — командировки составляли порядка трех недель.

Новый этап в развитии финансового контроля с учетом новых условий функционирования рыночной экономики начался в 1993 году

Образована совместная парламентско-правительственная комиссия по подготовке предложений о создании государственной системы контроля, обсуждается инициатива Минфина России о принятии закона «О государственном финансовом контроле». Система контрольно-ревизионных органов с незначительными организационными изменениями успешно функционировала и обеспечивала контроль за использованием бюджетных средств и государственного имущества. Такая структура просуществовала до августа 1998 года.

Однако изменение основ государственного управления и экономической среды требовало новых подходов к развитию контрольно-ревизионной службы.

1998 год был ознаменован системными изменениями бюджетных правоотношений, 31 июля 1998 года принят Бюджетный Кодекс Российской Федерации, устанавливающий новые понятия в сфере финансов и разграничивающий виды контроля. Произошла реорганизация контрольно-ревизионных органов новой России: выделен финансовый контроль, осуществляемый Минфином России и финансовыми органами субъектов Российской Федерации. В развитие этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» было установлено выделение из финансовых органов субъектов Российской Федерации территориальных контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.

В 1998 году для реализации функций контроля в управлении финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области был создан отдел по контролю бюджетных средств, чуть позже было образовано Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации по Новосибирской области. КРУ Минфина России в субъектах Российской Федерации просуществовали вплоть до административной реформы 2004 года, когда на основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Реформа бюджетных правоотношений не стояла на месте

Сменился и вектор направления в контрольно-ревизионной работе: зарождается риск-ориентированный подход в его современном понимании. Так, в дополнение к комплексным проверкам пришли тематические, по определенным заданиям. В конце декабря 2004 года в понятиях Бюджетного кодекса появилось разделение на контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации, а в середине 2013 года произошло понятийное выделение полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля вне рамок финансового контроля финансовых органов.

Российская Федерация семимильными шагами шла по пути реформирования всех финансовых правоотношений. В том числе в 2005 году в свете принятия Федерального закона № 94-ФЗ, а далее в 2013 году сменившего его Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обес­печения государственных и муниципальных нужд» появляется и быстро набирает обороты потребность в контроле в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных нужд в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В виду понимания важности системы государственного контроля и новых задач 13 июля 2012 года было образовано регио­нальное контрольное управление, получившее часть функций министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области по осуществлению государственного финансового контроля, а также контроля за размещением заказов для государственных нужд.

С самого начала формирования управления принципиально было определено непосредственное подчинение губернатору Новосибирской области в силу специфики и важности решаемых задач. В свою очередь, процесс формирования госфинконтроля на федеральном уровне претерпевает новое преобразование: в 2016 году функции упраздненного Росфиннадзора переданы Федеральному казначейству.

Продолжение.