USD 92.6962 EUR 103.2490
 

Время собирать резервы

Юлия НАЗАРЕНКО, Татьяна РЕШКЕ, Виталий СЕРГЕЕВ

В преддверии 48-й сессии Заксобрания самыми горячими темами стали формирование областного бюджета и предстоящие налоговые корректировки

Избежать политической окраски в спорах за и против перераспределения НДФЛ между бюджетами муниципального и регионального уровней не удалось. В итоге торжествовал разум, но эмоциональный осадок все-таки остался. Парламентарии считают, что реакция на корректировку могла бы быть более сдержанной, если бы вопрос вынесли на широкое обсуждение раньше.

Напомним, речь идет о резонансных корректировках статьи 1 областного закона «О единых нормативах отчислений в бюджеты муниципальных образований Новосибирской области от налога на доходы физических лиц и межбюджетных трансфертах между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Новосибирской области».

Бюджетные дыры и социальные обязательства
Замечания по поводу слишком короткого периода обсуждения, с одной стороны, уместны. Но, увы, события на федеральном уровне сложились иначе, чем ожидалось. В результате избежать такого шага, как изъятие у муниципалитетов части НДФЛ в пользу областного бюджета, не удалось.

— С рассмотрения на заседаниях правительства вопрос снимали три-четыре раза, — сообщил спикер регионального парламента Иван Мороз, отвечая на вопросы коллег-законодателей, почему приходится буквально «штурмовать» столь серьезную и болезненную для муниципалитетов налоговую новеллу. — Ждали, что на федеральном уровне примут то или иное решение и этот вариант не потребуется. Но сегодня другого выхода нет.

В частности, в Госдуме так и не решился вопрос по повышению акцизов на алкогольную продукцию. Недавно стало известно, что его перенесли на 2016 год. Между тем в Новосибирской области по этому направлению сегодня возникла колоссальная брешь, а также по налогам на прибыль организаций. В прошлом году потери составили 12 миллиардов рублей, и нынче ситуация не лучше. Финансовый фарватер сужается, при этом от исполнения областным бюджетом его социальных обязательств, из которых региональная казна на 70 процентов и состоит, никто не освобождает. Это содержание государственных и муниципальных учреждений, оказывающих социально гарантированные услуги в сферах здравоохранения и образования, а также социальное обслуживание граждан пожилого возраста и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Это и бюджетная сеть, включающая почти 3 800 учреждений и 177 тысяч сотрудников, различные социальные выплаты, которые в нашей области получают 800 тысяч человек, а также уплата страховых взносов за неработающее население.

Цифры озвучил исполняющий обязанности зампредседателя правительства Новосибирской области — министра финансов и налоговой политики Виталий Голубенко, которому и пришлось держать ответ перед депутатами всех комитетов регионального парламента.

— Мы вынуждены внести предложение, отчасти не соответствующее концепции бюджетной политики, задача которой — повысить заинтересованность муниципальных образований в увеличении доли собственных доходов, — констатировал Виталий Голубенко.

Он напомнил, что три года назад в нашей области установили единый норматив отчисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов на уровне более высоком, чем это сложилось в соседних регионах. В прошлом году изменения в Бюджетном кодексе РФ дали возможность регионам перераспределить часть дохода от налога на НДФЛ от муниципальных образований в пользу регионального бюджета.

Все вернется
Порой диалог на комитетах Заксобрания достигал критической точки кипения.

— О том, что нельзя наращивать дефицит бюджета и внутренний долг, комитет предупреждал еще в 2013 году, — сокрушался Виктор Осин, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. — Говорили: роста доходов не будет, в экономике стагнация. Отмечу, Новосибирск наращивал внутренний долг и дефицит бюджета еще большими темпами. Мы сами загнали себя в угол.

Член бюджетного комитета Валерий Червов не скупился на эмоциональные эпитеты и призывы главы областного минфина «оставить излюбленную политику секвестирования всего», имея в виду урезание объема НДФЛ, поступающего в бюджет Новосибирска. Народному избраннику, который представляет в парламенте интересы жителей мегаполиса и строительной отрасли, в большей степени волнительно, чего лишается Новосибирск — 3,5 миллиарда рублей ежегодно, такова сумма десяти процентов налога, которая в случае утверждения корректировки сессией Заксобрания сегодня отойдет в пользу региональной казны.

Для 40-миллиардного бюджета областного центра это ощутимая потеря. Средства, которые в отличие от целевых субвенций из областного бюджета город тратил по своему усмотрению, уменьшились.

Подтянуть пояса придется и остальным муниципальным образованиям. Правда, исходя из количества налогоплательщиков общая сумма, которую в совокупности потеряют местные бюджеты, составит около одного миллиарда рублей.

— Действительно, город Новосибирск, как локомотив экономики обеспечивающий порядка 80 процентов доходов консолидированного бюджета, при принятии этого решения теряет порядка 3,5 миллиарда рублей, но эти же средства по существу возвращаются в Новосибирск через обеспечение деятельности учреждений, обслуживающих горожан. Убежден, мы пройдем этот период, и первый же вопрос, который будем рассматривать, когда темпы экономического развития возрастут, будет именно восстановление нормативов отчислений в местные бюджеты, — пообещал Виталий Голубенко, подчеркивая временный характер корректировки.

Депутаты бюджетного комитета ее единогласно поддержали. Условие о перенаправлении дополнительных доходов в бюджет Новосибирска решено включить в постановление сессии Законодательного собрания. Члены комитета также проголосовали за, но предложили правительству искать способы неналоговых пополнений региональной казны.

КОММЕНТАРИИ
НДФЛ нужен для участия в программах софинансирования
Александр ЗАМИРАЛОВ, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Вопрос не только о бюджете Новосибирска. НДФЛ — единственный налог, который позволяет муниципальным образованиям участвовать в программах софинансирования.

Сверхнормативные поступления — в бюджет Новосибирска
Валентин СИЧКАРЕВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Надо поддержать предложение правительства, тем более что эти доходы уже учтены в проекте областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов. В случае получения дополнительных трансфертов из федерального центра (об 1 миллиарде рублей на детские дошкольные учреждения уже известно), а также сверхнормативных поступлений НДФЛ и дополнительных доходов еще по ряду позиций эти средства передать в бюджет Новосибирска.

Без кардинальных мер ничего не сможем сделать
Евгений ПОКРОВСКИЙ, заместитель председателя регионального Законодательного собрания:
— От социальных обязательств бюджета мы никуда не уйдем. И положение таково, что без кардинальных мер мы ничего не сможем сделать. Мы должны принять предложения правительства.

Избирателям нужно сказать правду
Валерий ИЛЬЕНКО, заместитель председателя комитета по транспортной, промышленной и информационной политике:
— По многим позициям я согласен с коллегами, особенно в плане более широкого и открытого обсуждения подобных вопросов. Но в то же время я объективно вижу, что изменения принимать нужно, как это ни прискорбно для города и его жителей. И еще: если тенденции сохранятся, то нам, депутатам Заксобрания, придется перед выборами 2015 года принимать крайне непопулярное решение — отказываться от наказов избирателей. Можно, конечно, наобещать золотые горы, но если не будет объективной возможности выполнить даже часть наказов, то избирателям нужно сказать правду.

Надо найти компромисс
Алексей АЛЕКСАНДРОВ, член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Тем, кто сегодня пытается разжечь скандал вокруг перераспределения десяти процентов налога на доходы физических лиц в пользу регионального бюджета, хотелось бы кратко напомнить историю вопроса. НДФЛ — это вообще-то федеральный налог. Поэтому перераспределение НДФЛ — общефедеральная тенденция, а не только инициатива губернатора и правительства Новосибирской области.

В регионе остаются лишь 15 процентов от НДФЛ, остальные 85 процентов забирает федеральный бюджет. Первоначально все муниципалитеты от этого налога не получали ни копейки. В 2006 году по инициативе партии «Единая Россия» муниципалитетам начали отчислять по три процента, потом по двадцать процентов, потом по тридцать три процента, наконец, в 2012 году эта цифра выросла до сорока процентов.

Безусловно, усиление экономической самостоятельности муниципалитетов — дело правильное и важное. Но, к сожалению, сложная экономическая ситуация в стране диктует свои правила ведения финансовой политики.

Если сегодня не перераспределить десять процентов НДФЛ от муниципалитетов в региональный бюджет, то с будущего года могут возникнуть проблемы с финансированием ряда статей регионального бюджета, например зарплат работникам сферы образования и здравоохранения. Это именно те затратные отрасли, которые были переданы с муниципального уровня на региональный.

Кстати, в соседних регионах Сибирского федерального округа отчисления в муниципалитеты с НДФЛ никогда не превышали 15 процентов.

Считаю, что лучшим выходом из сложившейся ситуации был бы диалог губернатора и мэра как представителей разных уровней исполнительной власти. И первый шаг должен сделать мэр, предложить какое-то компромиссное решение, а не обвинять губернатора и правительство в том, что областной центр останется без бюджета развития.

Задолго до скандала можно было провести консультации и согласования между мэрией, областным правительством, общественностью и найти устраивающее всех решение, тем более что на компромиссы готовы все заинтересованные стороны.


ФАКТ
На 48-й сессии регионального парламента сегодня депутаты Законодательного собрания рассмотрят более 30 вопросов. В числе первых — назначения на должность первого заместителя губернатора Новосибирской области — министра финансов
и налоговой политики и министра социального развития