Территория с перспективой
Депутаты регионального парламента поддерживают идею концентрации средств на развитие Советского района областного центра, но при этом считают, что уже сегодня должно быть предельно ясно, как вложенные бюджетные деньги вернутся в региональную казну.
Программа господдержки комплексного развития Советского района и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013 — 2017 годы разрабатывалась достаточно долго. Впервые к обсуждению такого концептуального документа подключалась столь широкая общественность — население всей этой территории.
Сегодня, на финальной стадии подготовки программы, четко ясны ее особенности и актуальность. По мнению министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимира Никонова, потребность развития высоко значимого для всего региона района сегодня назрела. Состояние инфраструктуры, условия для работы ученых и бизнесменов, комфортность жизни здесь уже не отвечают современным требованиям.
В этой связи одна из важнейших составляющих программы — обустройство транспортной инфраструктуры. Как пояснил депутатам комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов, в районе предполагаются ремонт и реконструкция дорог, совершенствование схемы существующей улично-дорожной сети, обустройство транспортно-пересадочных узлов на южном направлении пригородной железнодорожной сети.
И подвижки уже начались. К примеру, с января 2013 года начат поэтапный запуск дополнительных электропоездов, что позволит обеспечить бесперебойный подвоз пассажиров в утренние и вечерние часы из Бердска, Академгородка в Новосибирск и обратно. По мнению депутата транспортного комитета Данила Иванова, такое решение вопроса неоднозначно, ведь до железнодорожных станций из дальних уголков района тоже нужно добраться. Еще одна из пока остающихся «за скобками» проблем — съезд на улицу Русскую по Бердскому шоссе. Там сейчас практически каждый день пробки в любое время суток, к тому же это, по словам Данила Иванова, — одно из самых аварийных мест.
В транспортную инфраструктуру агломерации Советского района, по словам Николая Симонова, серьезные коррективы со временем внесет обустройство Восточного объекта. Он напрямую затронет район, частично будет иметь развязку на дороге Кольцово — Академгородок. Так что по мере прояснения ситуации с Восточным обходом программа будет дополняться.
Однако главным концептом документа остается, конечно, формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке. Он призван обеспечить опережающее развитие наукоемкого сектора экономики области. Это развитие будет осуществляться в том числе за счет поддержки субъектов экономики района. Заложенные на это средства министр образования области оценил как достаточно скромные, направлены они будут на реализацию конкретных проектов и дадут должную отдачу.
За пять лет реализации программы планируется удвоить — до 60 миллиардов рублей — ту часть внутреннего валового регионального продукта, которая генерируется на данной территории. Прогнозы дополнительных бюджетных поступлений за этот период — 12,6 миллиарда рублей. Областной бюджет за время реализации программы должен вложить в нее порядка 6 миллиардов 400 миллионов рублей.
Депутаты комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности за то, чтобы вложить средства в определенную территорию и получить конкретный эффект. Но для реализации этого проекта, по мнению парламентариев, должно быть все четко расписано: кто что делает, в чьей собственности должны быть коммуникации, как это должно функционировать в дальнейшем и так далее.
Для более подробного ознакомления с мероприятиями программы депутаты предложили тщательно «разобраться в сюжете» — выехать в Советский район, оценить инвестиционные проекты.
ФАКТ
Программа развития Советского района Новосибирска предполагает модернизацию объектов научно-исследовательской и научно-производственной деятельности, разработку градостроительных документов с учетом передовых природоохранных принципов, привлечение к сотрудничеству с научным центром крупнейших мировых компаний.