В образовании главное — его качество
В минувшем году на обучение и питание учащихся, строительство и ремонт школ и детских садов регион потратил более 46 миллиардов рублей
Системные решения — вот что необходимо, чтобы повысить качество образования в регионе. Об этом в своем итоговым докладе на расширенном заседании коллегии министерства образования Новосибирской области заявил его глава Сергей Федорчук.
По его словам, министерство разработало проект концепции управления качеством образования, который в ближайшее время будет представлен для обсуждения профессиональному сообществу.
Качественно учить и создавать для этого базу
— Большие изменения в системе образования региона в 2021 году были связаны с реализацией национального проекта «Образование», — напомнил Сергей Федорчук. — Отмечу, что все эти мероприятия направлены на решение одной задачи — повышение качества образования. В 2021 году мы существенное внимание уделяли созданию условий для развития проектных и исследовательских методов работы в образовательных организациях и решали задачу обеспечения условий для реализации индивидуальных траекторий обучающихся.
Следует отметить, что сразу несколько нацпроектов, которые сегодня реализуются в Новосибирской области и стране в целом, направлены на развитие системы образования. Так, задачу расширения сети дошкольных учреждений решают и нацпроект «Демография», в рамках которого в 2021 году в регионе введены в эксплуатацию семь детских садов на 1 260 мест, из них 465 мест — для детей до трех лет, и нацпроект «Жилье и городская среда». Благодаря последнему построен детский сад на 160 мест на улице Краузе в Калининском районе Новосибирска, приобретено в муниципальную собственность еще два детских сада на 237 мест — в Бердске и Мошковском районе.
Детский сад-ясли, рассчитанный на 60 воспитанников, введен в эксплуатацию в рабочем поселке Мошково
Но это еще не все. В рамках исполнения поручений губернатора Новосибирской области в 2021 году почти 79 миллионов рублей было направлено на ремонт образовательных организаций. Во исполнение поручений Президента России Владимира Путина Министерство просвещения начало реализацию федеральной программы по капитальному ремонту зданий школ на 2022–2026 годы.
— На 2022–2023 годы мы также получили средства на капитальный ремонт 25 объектов, — сообщил Сергей Федорчук. — Уважаемые коллеги! Нужно взять под особый контроль как строительство новых объектов, так и капитальный ремонт образовательных организаций. Мы должны не только быстро подготовить проектно-сметную документацию, но и ремонтные работы провести качественно и в установленные сроки.
Здоровое питание для всех
Одна из важных задач, на которой акцентировал внимание министр, — полноценное и здоровое питание школьников.
— В октябре — ноябре 2021 года в Новосибирской области был проведен региональный этап всероссийского конкурса «Лучшая столовая школы». 213 школ Новосибирска приняли участие в федеральном этапе. У нас второе место! Предлагаю поздравить коллег! — сказал министр. — При этом нашим приоритетом в этом направлении остается контроль организации качественного питания, активное вовлечение в этот процесс родительского сообщества, общественных организаций.
По информации министерства, горячее питание в 2021 году получали более 151 тысячи детей. Сейчас бесплатным питанием обеспечиваются все ученики начальной школы, дети с ОВЗ и инвалиды. А питанием на льготных условиях — дети из многодетных и малоимущих семей, около 75 тысяч человек. При этом общий охват горячим питанием школьников составил 97 процентов, а учащихся начальных классов — 100 процентов.
— Нововведение 2021 года в части питания льготных категорий — выплата начиная с 1 сентября 2021 года денежной компенсации родителям детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучение которых по медицинским показаниям организовано на дому, — рассказал министр. — На организацию бесплатного и льготного питания в 2021 году из бюджетов всех уровней выделено более 3 миллиардов рублей.
Воспитание в сети
Министр особо отметил региональные проекты «Путь к успеху» и «Сетевой учитель», которые были запущены в прошедшем году.
— Одним из инструментов реализации образовательной политики являются региональные проекты. В этом году был запущен ряд новых региональных проектов, направленных на достижение определенных нами приоритетов, — сказал Сергей Федорчук. — Например, «Путь к успеху» — это модель создания условий для вовлечения в образовательную среду обучающихся девятых классов, не завершивших обучение, направленная не только на получение документа об образовании, но и на мотивацию выпускника к саморазвитию и самоопределению. На развитие региональной модели профориентации и профессионального самоопределения направлен новый региональный проект «Skills-траектория. Самоопределение с нуля», подразумевающий создание на региональном уровне системы профессионального самоопределения для обучающихся 5–11-х классов. В то же время на ликвидацию дефицита педагогических кадров, особенно в сельских малокомплектных школах, направлен новый проект «Сетевой учитель».
Обновление содержания образования обеспечивается региональным проектом «Развитие сети спецклассов математического, естественно-научного и инженерного образования». В настоящее время функционирует 271 спецкласс в 78 школах 19 муниципалитетов. С целью повышения качества образования в спецклассах в 2020 году обновлено ядро содержания образования по профильным предметам (физика, химия, математика, биология, информатика), требования к результатам обучения, разработаны программы повышения квалификации учителей. Также открыты медицинские и педагогические классы.
Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов, участвовавший в заседании, отметил важность проектного планирования и управления.
— При реализации проектов, о которых шла речь в докладе, проектное управление наглядно показывает, насколько слаженно работают все уровни управления — федеральный, региональный и, самое главное, уровень органов местного самоуправления, уровень образовательной организации. Благодаря такой работе мы стопроцентно освоили средства и открыли все возможности, предусмотренные нацпроектом, — сказал Сергей Нелюбов.
ЦИФРЫ
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию программ в сфере образования Новосибирской области, в 2021 году превысил 46 миллиардов рублей, на 2022 год заложено более 50 миллиардов.
На реализацию целевых программ в 2021 году из федерального бюджета выделено 3,3 миллиарда рублей, из областного — 454,2 миллиона.
Доля регионального министерства образования в областном бюджете в 2021 году составила 19,6 процента.