USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Каждый номер газеты — окно в историю

Андрей НЕСТЕРЁНОК. Фото Андрея БАУЛИНА.
Татьяна Гутыра рассказывает об истории газеты.
Татьяна Гутыра рассказывает об истории газеты.

От «Степной коммуны» до «Советской Сибири»
Напомним, что первый номер газеты «Советская Сибирь» вышел при поддержке политотдела 5-й Красной армии 1 октября 1919 года. Этому событию предшествовало постановление Сибревкома от 18 сентября 1919 г., в котором говорилось: «Считать орган Челябинского ревкома и комитета партии «Степная коммуна» органом и Сибирского ревкома и предложить редакции переименовать газету в «Советскую Сибирь».

Первый номер верстался в походной типографии. В вагонах, на станционных путях началась биография центральной партийно-советской газеты. Вместе с частями Красной армии она продвигалась на восток по освобожденной от колчаковцев Сибири. «Сибирь должна быть советской»,— утверждает первая передовая статья новой газеты. В те далекие двадцатые «Советская Сибирь» была голосом грядущей свободы, голосом революции, голосом партии и советской власти. В Челябинске газета издавалась чуть более полутора месяцев. После освобождения Омска — столицы «российского правителя» Колчака — редакция газеты, органа Сибирского революционного комитета, переехала в этот город (16 ноября 1919 года).

Обращаясь к собравшимся, автор выставки, начальник отдела использования и публикации документов Государственного архива Татьяна Гутыра напомнила, что первым редактором «Советской Сибири» был Валентин Иванович Хотимский, член Сиббюро ЦК РКП, 1893 года рождения.

Центральное место на страницах «Советской Сибири» отводилось вопросам вооруженной борьбы с интервентами и белогвардейцами, агитации и пропаганде (с третьего номера — рубрика «Партийная жизнь»), широкому освещению событий в стране и за рубежом. Появились разделы «Рабочая и профессиональная жизнь», «Жизнь сибирской деревни». «Недели фронта и транспорта», субботники, воскресники, «Недели помощи»... газета подробно освещала большие и малые события жизни Красной Сибири. «Советская Сибирь» часто инициировала большие кампании сама (за изучение производительных сил своего богатейшего края, в 1925 г. — за переименование Новониколаевска и другие).

— А как эмоционально освещались события! Если газета говорила о хорошем, то радостно, если о плохом, то гневно, с болью, — продолжает Татьяна Николаевна. — В первом номере есть маленькая заметка — всего в три строчки — «Добро пожаловать!». В ней говорится о том, что безработные в Берлине обратились к правительству с требованием отправить их в Россию, где они смогут найти работу. И вот вам реакция нашей газеты: «Добро пожаловать!» У самих — война, голод, разруха, полная неизвестность впереди… Но есть цель: «Сибирь должна быть советской!» И к достижению этой цели можно идти рука об руку и с немецкими товарищами, и с кем угодно. Места всем хватит, поделятся последним...

Зачитывали до дыр
Страницы первых номеров газеты пестрели заметками с мест, а в 1921 — 1922 годах развернулось рабкоровское и селькоровское движение. Массы тянулись к газете, считая ее своей. Чего стоит обращение редакции в первом же номере: «Товарищ! Прочитай газету неграмотному!» Это же задание в лоб тому, кто держит в руках газету! А много ли тогда было грамотных? Вот и выполнял один на сто человек грамотный важную миссию: читал, разъяснял, опять перечитывал, участвовал в спорах по поводу написанного. А затем, в следующих номерах, еще один призыв: «Грамотный! Обучи неграмотного!»

Так формировалась гражданская активность людей. Это важнейшая функция газеты тех лет. Поэтому понятно, почему газету зачитывали до дыр. Интересно воспоминание красного партизана Голикова, который писал, что «эти серые листки газеты «Советская Сибирь» делали светлее самый солнечный день». Специальным решением Сиббюро ЦК обязало всех ответственных работников писать в «Советскую Сибирь» не реже одного раза в неделю.

В 1922 году тираж «Советской Сибири» составлял 4000 экземпляров, а в 1925 достиг 21000.

С тех пор прошло 90 лет. Сменилось 19 редакторов, каждый из которых отдал газете частичку своей души. Многое из написанного за эти годы приобрело документальную ценность. Каждый номер «Советской Сибири», хранящийся в ГАНО, интересен, своеобразен и востребован, каждый номер своего рода окно в историю.

Первый раздел выставки условно назван «Первые шаги», второй — «Советская Сибирь» — летопись жизни области», третий — «Почта «Советской Сибири».

Широко представлены документы личного характера первых создателей газеты: анкеты, удостоверения, мандаты, личные листки по учету кадров членов партии, биографии, воспоминания, характеристики, заявления. Центральное место отведено первому номеру газеты.

Автор выставки отметила, что ей было интереснее работать над газетным периодом начала двадцатых годов:

— Люди были особенные. Не могу сказать: то ли время делало таких людей, то ли они делали историю — такой яркий и насыщенный событиями период. Давид Григорьевич Тумаркин возглавил редакцию, когда ему было всего 23 года. В своей биографии он вспоминает о том, что, находясь в тюремном заточении за революционную деятельность, он «имел досуг», во время которого пересмотрел свои меньшевистские взгляды и встал на позицию большевиков. Представляете?! Тюрьма воспринималась «досугом», когда можно было заниматься самообразованием. Интересно было узнать, сколько документов, рассказывающих о первых шагах газеты, хранится у нас (ведь в Новониколаевске газета с 1921 года). Как оказалось, немало...

Дорогая моя газеточка
Особое место в представленной экспозиции отведено тем, для кого существует газета, — ее читателям, авторам писем, добровольным корреспондентам «Советской Сибири». Письма, адресованные в редакцию, документы отдела писем и другие материалы позволяют представить облик читателя «Советской Сибири», прошедшего вместе с газетой этот долгий путь. Связь между читателем и газетой сохранилась до сегодняшнего дня. К газете обращаются как к близкому человеку: «Уважаемая «Советская Сибирь»!», «Дорогая редакция!», «Здравствуй, дорогая моя газеточка!»… Люди открывают сердца в своих письмах, рассказывают то, что не доверили своим родственникам. Одна женщина свое письмо начала так: «Попытаюсь вкратце рассказать то, что накопилось и назрело за пятьдесят лет…» Может быть, это единственная ее исповедь, итог прожитого?..

Люди писали о том, что их волновало. Кто-то делится жизненным опытом. Кто-то устал бороться с несправедливостью и обращается в редакцию за помощью. Кто-то рассказывает об ушедшем из жизни друге, родственнике, опасаясь, что память о нем угаснет. Это и просьбы найти фронтового или армейского друга. Возмущение политикой правительства или местных властей, реакция на те или иные события.

Некоторые письма достойны повторной публикации — и тема до сих пор актуальна, и точка зрения автора спустя годы интересна (например, в рубрике «Письмо из прошлого»). Письма объединены в дела по темам. Как свидетельствуют документы, и в самом отделе писем редакции тоже всегда проводился анализ тематики писем, категорий авторов. Так, например, в 1973 г. в редакцию пришло 942 письма от рабочих промышленных предприятий и строителей. Колхозники в том же году обратились в редакцию «Советской Сибири» 640 раз. А вот графа «Прочие» — 7121 письмо. Скорее всего, большая часть «прочих» — пенсионеры. Им всегда есть что сказать молодому поколению, читателям.

Фотографии статьи
Посетители выставки с интересом слушают о былом.