В музее имени Савченко
Появилась она совсем недавно, в июле, хотя новое имя музей получил в феврале по решению Совета депутатов и главы Татарска Александра Шведова. Об этом хлопотал коллектив, об этом, можно сказать и так, хлопотал весь район вкупе с городом. Ведь имя Савченко еще при его жизни уподобилось легенде. Он известен и любим не только как создатель одного из лучших в России музеев. Будучи председателем исполкома горсовета, затеял строительство методом народной стройки мемориального комплекса, который стал украшением города, бани в районе Кулундинки. При его участии и руководстве воздвигались маслокомбинат, завод торгового оборудования, детская школа искусств, средняя школа, крупнейшая в области швейная фабрика. Особенно много строилось в те годы жилья, что очень нравилось татарцам. А знаменитый савченковский клич о миллионе цветов, которые должны были выращивать горожане! Именно при нем начались ежегодные выставки цветов, овощей и фруктов, благоустройство улиц и целых микрорайонов, строительство асфальтированных дорог и многое другое.
Но время неумолимо. Пройдут годы и многое забудется, и только мемориальная доска разбудит память. Об этом говорил на торжестве председатель совета музея Анатолий Русаков.
— Придут молодые люди и, прочитав фамилию на мемориальной доске, наверняка спросят: «А кто был этот Савченко и чем знаменит?» Люди старшего поколения расскажут им об этом человеке.
В музее беседовал с его новым директором Александром Архиповым, бывшим учителем Никулинской средней школы, историком. Он рассказал о тех многочисленных мероприятиях, которые они уже успели провести, и я сравнивал их с савченковскими. Не утрачен ли прежний молодой и боевой дух, есть ли в них выдумка, изюминка... И, как мне показалось, новый директор достойно несет эстафету.
Многим бывшим военным, а ныне отставникам да фронтовикам, запомнился праздник, посвященный 70-летию солдатской медали «За отвагу». Когда стали составлять список, то выяснилось, что эту боевую награду носят более четырехсот человек. Одно дело ветераны Великой Отечественной, другое — афганцы, участники боевых действий на Северном Кавказе. У шофера из Первоновотроицка афганца Александра Акентьева даже две такие медали.
А как-то музей всем коллективом выезжал в Козловку. И совсем неспроста. Это родина Героя Советского Союза танкиста Александра Грязнова, который получил звание посмертно, причем одним из первых в Сухопутных войсках — 22 июля 1941 года. Уничтожив несколько фашистских танков, младший сержант, командир экипажа последней гранатой подорвал машину и себя.
В селе на площади перед сельсоветом есть еще один бюст, артиллеристу Тимофею Сироткину. Он не герой, но зато имеет медаль «За отвагу» и пять, целых пять орденов Красной Звезды. Земляки-козловцы посчитали, что этот человек достоин того, чтобы установить его бюст.
Гости из райцентра встретились с жителями села, побывали в школьном музее и передали письмо, которое пришло из Алтайского края, из бывшего села Трезвоново, а ныне Грязново. Герой родился и жил в Козловке, а призывался на фронт оттуда, из Трезвоново.
Работу музея очень точно охарактеризовал житель города Татарска полковник в отставке Вячеслав Кайгородов.
— Я был во многих музеях страны, — рассказывал он. — И везде работу ведут с экспонатами. А у нас работают в первую очередь с народом, с посетителями, используя в качестве наглядных пособий экспонаты.
Вячеслав Петрович очень интересный человек. Между прочим, он член совета музея. Написал книгу о 107-ми татарских парнях, участвовавших в боевых действиях в Афганистане, — «Солдаты необъявленной войны» — и подарил сигнальный экземпляр музею.
Кстати, об экспонатах. Настоящим их собирателем был, разумеется, Николай Яковлевич. Реактивная установка БМ-13, или «катюша», самолет Ан-2, солдатская полевая кухня, паровоз, бронетранспортер и многое другое. Все это было изыскано и приобретено им.
Но и сейчас музей активно пополняется разными находками.
— Недавно приобрели модель старого «Запорожца», — рассказывал Архипов. — И многое другое.
Идем с ним по залам музея. Появились чучела сибирских пернатых: лебедь-кликун, лунь луговой с добычей в клюве — певчим дроздом, кулик болотный, ворона и сорока. Все это изготовил и безвозмездно передал в дар музею Евгений Овчинников из села Новопервомайского.
Вспоминая прошедший День Победы, Александр Николаевич рассказывал, что, как и при Савченко, они готовили ветеранам гречневую кашу с тушенкой и преподнесли каждому участнику встречи знаменитые наркомовские сто граммов.
— А сейчас, — увлеченно рассказывал новый директор, — снимаем документальный фильм о наших фронтовиках. Ездим к каждому из них на дом, записываем их рассказы. Фильм будет смонтирован к 65-летию Победы.
Останавливаемся у новых стендов. Один посвящен афганцам. 20-летие вывода советских войск музеем отмечалось очень широко. Работники его побывали в школах, вывозили свою экспозицию, афганцев приглашали в музей.
А вот другой стенд, которого раньше не было. С удивлением узнаю, что престарелый врач-хирург Леонид Петрович Багрецов, которого знаю, кажется, всю жизнь, мастерски владеет кистью. На стенде выставлены его живописные работы.
Еще стенд. И сердце начинает невольно биться. Он посвящен Николаю Яковлевичу, истинному хозяину музея. Фотографии, награды, одежда и многое другое... Последнее, видимо предсмертное, фото. Вглядываюсь в него и мысленно говорю: «Здравствуйте, Николай Яковлевич. Мы всегда были с вами большими друзьями. Я искренне рад новой встрече с вами...»