Мои рецепты и добавка к пенсии
И все(!) прошли через мои руки. Не то чтобы приехать на час-два бабушку поздравить и чаю попить, а жили по целому лету. Моя жизнь всегда была наполнена заботой о них, их любовью, а дом — смехом и веселыми детскими голосами.
Внуки давно уже выросли, у всех свои семьи, работа. Они подарили мне 19 правнуков. Трое старших в этом году заканчивают школу, им по 17 лет. Годовалый Артемка делает первые неуверенные шаги. А четырехмесячную Леночку еще не видела.
Мои правнуки и есть эликсир моего хорошего самочувствия, душевного покоя, а может быть, и долголетия. Мне 82 года. Живу я в деревне, в своем домике, одна. Так мне удобнее. Но я не чувствую себя одинокой. Все меня навещают, заботятся обо мне, во всем помогают. Четверо правнуков живут в этой же деревне. Они у меня часто бывают.
Если взгрустнется вечерком, особенно длинным зимним, я не таблетку беру, а набираю номер телефона. А там Сонечка: «Баба, але-але!» И выдает весь свой запас слов. Отвечает мне, как гуси кричат, как собачка лает, котик мяукает. А сама хохочет. Она такая светлая, лучистая. Я зову ее Мое солнышко. Вот так поговорим, посмеемся — и обе довольны и счастливы. От меня грусть уходит, настроение повышается, давление понижается. Помогло!
Сейчас Сонечке уже три годика. У нее есть полный набор медицинских инструментов. Проводит мне обследование: в уши заглянет, во рту посчитает (лас... два... тли), сердце послушает, температуру измерит, укол поставит. И заключение сделает: «Здоёва!» Мне ничего не остается, как идти и работать.
По другому телефонному номеру могу поговорить с Сашенькой. Она всегда первая подходит к телефону: «Вам кого?» «Тебя, Сашенька». — «Баба, пьивет! Ты здаова? Как твои дия?» Мне тепло от этого внимания крошки-правнучки. В полтора года она уже могла рассказать стихи и про Таню, которая громко плачет, и про Мишку, которому оторвали лапу, и другие. Долго я ее не задерживаю, у нее своих забот полно: Мишка кашу не ест, у Зайки поднялась температура, Барби сапожок потеряла... Это все поправимо, так что пока... пока».
Алине уже семь лет. Осенью она пойдет в школу. Серьезная девочка. Умненькая. Уже хорошо читает. Самостоятельно прочитала сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». У нас есть общий интерес: обе любим решать кроссворды. Она свои, а я свои, но часто обращаюсь к ней за помощью, когда встречаются слова из детских сказок и мультфильмов. Алина хорошо поет, голосок нежный, успокаивающий. В мой день рождения квартет под ее руководством подарил мне «Песенку мамонтенка».
Еще есть Эдик, учится во втором классе. Когда он был еще совсем маленьким, я ходила к ним каждый день (живем рядом) и даже физически чувствовала, как от него исходит целебная сила. Всегда после посещения ко мне приходило успокоение. Я уже тогда называла его Мой валидольчик. Летом с прогулки он приносил букетик простеньких цветов. И еще — просто траву, раскладывал ее на кучки: одну надо заварить кипятком, настоять и пить по стакану два раза в день, другую просто нюхать, а третью положить под подушку на ночь. Лет с пяти (еще до школы) он помогал мне во всем.
Окучивала я как-то картошку рано утром. Потом наступила жара, мошкара заела. Отложила тяпку, оставила работу до вечера (два рядочка). Вскоре приходит Эдик:
— Пойдем, баба, я тебе что-то хорошее покажу.
Тянет за фартук в огород:
— Те два рядка, которые ты не окучила, я о-ку-чил!
— Эдька, ты, наверное, всю картошку срубил!
— Ничего не срубил. Пойдем, пойдем. Смотри — вот... вот... вот... вот — вся целая.
Да так хорошо окучил, что и подправлять не надо.
Приятно чувствовать заботу о себе. А однажды пришел, что-то держит в кулачке:
— Баба, протяни руку, закрой глаза.
Протянула. Закрыла. Чувствую в моей ладошке что-то металлическое, теплое. Открыла глаза — на ладони две монетки: 2 рубля и 50 копеек.
— Что это, Эдик?
— Это я тебе добавку к пенсии даю.
Комок к горлу подкатил. Где-то, когда-то я, видимо, проговорилась... Денежки я ему вернула, объяснила все. Но... «за державу обидно».
Бывает, и бессонница набежит. И опять я не спешу принимать снотворное. Открываю семейный альбом. И вот они, мои милые мордашки. Веселые, здоровенькие. Поговорю даже с ними мысленно: кого-то похвалю за хорошую учебу, кого-то упрекну за долгое молчание. Приходит успокоение и легко засыпается.
А еще я устроила выставку их рисунков. Чего тут только нет! Вот «Эдемский сад». Это фантазия Паши из Ханты- Мансийска. Рядом дом с желтой крышей — коллективная работа его братьев Миши и Саши. Над огромной пальмой в горшке трудился их двоюродный брат Антон.
Эдик любит рисовать самолеты, вертолеты, машины. У Алины — природа. Радуга, деревья, цветы. Еще она написала мой портрет в полный рост. Я в нарядном зеленом платье, с прической. А потом навела надо мной дождевую тучку (такая проказница!). Я вся промокла, а она хохочет (мне тоже смешно).
Сашенька — абстракционист, поэтому к своим рисункам дает пояснения: это гриб (похож), это елка (чуть-чуть похожа), это крокодил (черное бревно). Потом, смущенно улыбаясь, добавляет: «А солнышко папа нарисовал». (Молодец, папа, похоже.)
Сонечка увлекается настенной живописью по обоям.
Сами они любят рассматривать «творенья рук своих», некоторые работы уже сами же и критикуют. Много смеха. Это сближает нас. Я подолгу могу смотреть на их рисунки, видеть, как они «растут». Это улучшает настроение, успокаивает и, конечно, положительно влияет на здоровье.
Так что, дорогие бабушки и дедушки, подвигайтесь поближе к своим внукам-правнукам. Вы им очень нужны! А они скрасят вашу старость, отодвинут ваши болезни и (поверьте мне) продлят вашу жизнь (мне-то 82!).