Две династии и Настя знают, в чем секреты счастья

Мораль: как часто сами мы, люди, оказываемся на грани падения. Дело за «малым» — подняться над привычной суетой. И только груз наших собственных — внутренних — проблем не дает нам это сделать так легко.
Анастасии Рыжиковой было от роду девять лет, когда она придумала означенный философский сюжет. Не только придумала, но и, собственноручно нарисовав картинки, сделала на его основе мультик. Благо, в ее родном Кольцово была соответствующего профиля детская студия. Но откуда все это взбрело в столь юную голову? «Да все от папиных сказок, — поясняют наперебой Настины родные. Включая папу. — Он у нас мастер сочинять, постоянно детям на ночь какие-нибудь забавные истории рассказывал — из жизни старого башмака, например. Или пуговицы». Вот какой поворот приняла беседа (кажется, я перед тем спросила о роли семьи в формировании особого менталитета и творческого потенциала наукограда Кольцово).
Сегодня отчаянный фантазер, неуемный сгусток энергии, вечно любопытная, жизнерадостная и безустанная Анастасия Рыжикова — студентка Сибирского института международных отношений и регионоведения. Без малого в совершенстве владеет японским языком (на нем, надо сказать, кроме английского, специализируется кольцовская гимназия № 21). Практику проходит в Министерстве иностранных дел. Планы на дальнейшую жизнь строит самые, как теперь говорят, амбициозные. Что ж, кто-то в жизни танцует от печки. А кто-то — от шкафа...
Пьем чай в центре детского творчества «Факел» — его директора Галину Рыжикову наш постоянный читатель знает. Эта фамилия вспомнилась мне сразу, когда накануне мы с мэром Кольцово Николаем Красниковым завели разговор о научной целине, о ее покорителях, об исторической важности здесь понятия «семья». И, главным образом, о связи поколений, помогающей крепить силы, дух и могущество самого наукограда.
И никуда нам отсюда не деться
Классика жанра местной истории: молодые супруги, в данном случае Саша и Галя, отправляются по окончании вуза… в лес. Где неподалеку от градообразующего предприятия «Вектор» строится собственно поселок. Что дальше? Работа. Стройотряд. Друзья. Карьерный рост. Ребенок, причем второй (первого родили еще в студенчестве, с ним же поехали на целину). Квартирный вопрос. Первые научные достижения. Третий ребенок. Квартирный вопрос. Новые достижения. И так далее. Это в общем. «А в частности? Что именно привело вас сюда?» — спрашиваю супругов Рыжиковых, основателей, теперь уже можно говорить, собственного своего рода в наукограде Кольцово.
Начинают издалека: оба прибыли учиться в НГУ. Он — из Владивостока. Поступил на физфак. Она — из Красноярского края. Предпочла ФЕН (факультет естественных наук). Судьбе же было угодно свести их в одной веселой компании. И… словом, результат известен! А между тем пошла волна — все заговорили об «ударной стройке» под Новосибирском. Мол, сулит она перспективы каждому, кто отважится к ней примкнуть: научная карьера, достойный заработок, жилье… «Вот и мы рискнули, — констатирует Галина Львовна. — Поверили Льву Степановичу, — речь об основателе и долгие годы руководителе Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» академике Льве Сандахчиеве, — и в 1979 году обосновались в Кольцово».
Работать поступили, соответственно, на «Вектор». Александру Борисовичу, физику по образованию, пришлось менять квалификацию на биолога. А втайне мечтал он когда-нибудь вернуться к изначально избранной своей стезе — собственно физике. Тогда, похоже, многие из «непрофильного контингента», сюда прибывающего, об этом мечтали. «Но спустя два года я понял: никуда отсюда не уеду. «Вектор» — это мое!» — с тех пор кандидат биологических наук Александр Рыжиков ни разу в том не усомнился. Хотя были смутные времена. Все помнят, разумеется, как тряхнуло Кольцово, когда почил Советский Союз, лишив тем самым «Вектор» госзаказа. Да, времена… А у кого их не было? Но сдюжили. Выжили. «Друг за друга держась, как еще?» — улыбаются наши герои.
Ну а Галина Львовна в 1989 году, к тому времени мать троих детей, перешла на работу в «Факел». «Все закономерно, — считает она, — нет в мире ничего случайного. Чувствую, что работа с детьми мне предписана свыше, когда-нибудь я все равно пришла бы к этому». Долго вспоминает, как школьницей вела разные кружки «рукодельнического толка» у себя в Ужуре (городок под Красноярском). Как устроилась в тот же в «Факел» волонтером, пребывая в отпуске по уходу уже за собственными ребятишками, а со временем его возглавила. И вскоре также убедилась: «Никуда отсюда не уйду. «Факел» — это мое!» К слову сказать, таланты его воспитанников (среди которых — артисты, вокалисты, рукодельники, шахматисты и многие другие), а также мастерство педагогов сегодня высоко ценят в Кольцово и далеко за его пределами. Включая международную арену.
И надо ж звездам так сойтись! В славном семействе Рыжиковых сложились сразу две интересные династии: сын Евгений вместе с отцом теперь занимается наукой, старшая дочь Наталья вместе с матерью — творческим становлением подрастающих граждан. Причем дети не просто выбрали «те же судьбы» — каждый из них стал правой рукой для родителя. При всей своей бесспорной самодостаточности. Попробуй тут воздержись от любопытства: «Их судьбы заранее были предрешены?» «Стечение обстоятельств», — хором отвечают Рыжиковы. Еще бы! Среда обитания, генетика, своеобразный, скажем так, флюидный заряд атмосферы в доме и во всем наукограде — это только предпосылки. А дальше…
Гранит науки — это для нас
Вообще-то Женя поступил по окончании школы в Новосибирский государственный университет на тот же факультет, что и мама. Которая родила его, будучи студенткой этого факультета (естественных наук, если кто забыл). Как угодно объясняйте, но потянуло туда же сына — и все тут! На специальность «экология». Готовил он впоследствии два диплома — бакалавра и магистра. Причем второй — в институте химии твердого тела. А первый — как раз-таки на «Векторе». И, похоже, именно тогда, соприкоснувшись с этой уникальной средой и посмотрев воочию на работу отца, Евгений Рыжиков принял бесповоротное решение реализовать себя в большой науке. И с таким воодушевлением взялся за дело, что диплом его, посвященный теме биологических аэрозолей, был в итоге рекомендован на всероссийский конкурс дипломных работ.
За выбором аспирантуры дело не встало. «Конечно, из всех предполагаемых ведомств я предпочел «Вектор», — вспоминает Евгений. — Тем более отец тогда рассказал про новые разработки. И словно бы невзначай добавил: дескать, молодые специалисты нам не помешали бы… Это было замечательное время! — герой наш вдруг резко меняет тональность на более оживленную. — Готовлюсь я к экзамену в аспирантуру, — рассказывает Евгений, к тому времени муж своей любимой жены Светланы, — и вскоре у меня появляется сын. А в день рождения сына, 30 августа 2002 года, женится друг — я к нему свидетелем приглашен. Так, на свадьбу с книжками еду, по дороге читаю. До одиннадцати вечера «свидетельствую». Потом все поздравляют уже меня — с рождением сына. Часа в три ночи беру такси и отправляюсь к Свете в роддом…» «С книжками?» — перебиваю. «Что за вопрос!»
Сомнений в целесообразности своего творческого тандема Рыжиковы, Александр и Евгений, не испытывают: «Взаимно дополняем друг друга теперь не только в жизни, но и конкретно в работе». Один из показательных примеров: в прошлом году вместе писали научный отчет. Работали молча, спина к спине, каждый за своим компьютером. По e-mail обменивались необходимой информацией и фрагментами текстов: так, дескать, проще обнаружить погрешности. «Очень сложная, напряженная, но интересная, именно творческая была работа, — делится впечатлениями сын. — Даже завораживало немножко: огромный объем — и так слаженно, так быстро мы его выполняем». «Хорошо друг друга знаем, — добавляет отец, — все черты характера, плюсы и минусы, уже не надо лишний раз что-то между собой выяснять, разбираться. Есть взаимное доверие. И есть уважение. Безусловно, все это очень здорово помогает».
«Все это», в частности, помогло сыну выиграть в 2005 году грант по программе «Старт» от Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере. Грант предоставляет возможность ученым коммерциализировать свои идеи. Так, в рамках проекта появилась фирма «Эпитек», которую возглавил Евгений Рыжиков. «Тут у нас уже разделение труда пошло: папа в основном погружен в фундаментальную науку, а я ставлю на коммерческую основу научные разработки в области молекулярной биологии, молекулярной иммунологии, диагностики различных инфекционных заболеваний и других областях науки», — объясняет Евгений. Успевший к тому же отучиться по Президентской программе управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ и получивший диплом по специальности «менеджер инновационного бизнеса».
Успешен творческий союз!
После разговора папа с сыном поспешат на работу (пускай суббота, вечер) — дел невпроворот. Оставив маму с дочкой… на работе опять-таки — в центре детского творчества «Факел». О своем успешном творческом союзе, взаимодополняемости, уважении и доверии, о том, как это все играет на руку любому делу, мать и дочь рассказывают то же самое. Стены между тем в их общем кабинете сплошь увешаны грамотами, дипломами, благодарственными письмами — заслужили.
Наталья Рыжикова — методист. «Вот вы говорите: выбор, выбор… А у меня его практически не оказалось!» — улыбается девушка. При этом, как и все ее славное семейство, ни о чем не жалея. В «Факеле» Наташа с младшей сестренкой Настей буквально выросли. Прошли через все студии и кружки, научились петь и танцевать, снимать мультфильмы, переплетать книги, мастерить совершенно чудные мягкие игрушки и многое другое. Но самым любимым занятием Наташи всегда было чтение. Случалось, ее уже спать гонят, поздно. Она же (трех лет от роду) в ванной закроется с книжкой — и хоть ты дверь выбивай! «Да пусть бы сидела, не жалко, — скромно заступается за сестру Женя. — Просто ванна была на всех одна…»
В итоге не успевшая за свое детство «перечитать все книги», Наташа выбрала факультет, где изучают «побольше литературы». Поступила на филфак Новосибирского государственного технического университета. И, будучи студенткой, принялась активно помогать маме в ее делах, которых становилось все больше и больше. «Требования к образовательному процессу возросли, — слово берет мама, — надо было приводить в порядок нормативно-правовую базу, методическую и прочее. В нашем дополнительном образовании используются авторские программы, мы должны их сами составлять, систематизировать. Объем работы в итоге оказался огромным, и меня физически перестало на все хватать». Что же, дочь в помощь!
Расти продолжаем все вместе
Однако… где Настя? Говорят, она нынче сильно занята. Посему в разговоре принять участие не смогла — пока узнаем о ней от родных. Две династии и Настя... Добавим вот что: когда она появилась на свет, родные, по их признанию, впервые ощутили семейное счастье во всей полноте. «Муж вечером возвращается с работы, старшие дети — из школы, и вся жизнь сосредоточивается вокруг этого маленького человечка, — вспоминает мама. — Что там наша девочка сказала? Что скушала? Кому улыбнулась? И каждый такой штрих становился уникальным событием». Настя росла. А, в общем, росли все вместе. Все больше проникаясь любовью — к ближнему своему и к жизни в целом. Все больше постигая смысл таких понятий, как ответственность, великодушие, уважение. Все больше начиная видеть в этой жизни, чувствовать и познавать. Каким в итоге вырос каждый — известно.
А в роду между тем пополнение: свежими красками общее счастье вовсю расписывают сегодня маленькие Рыжиковы, братья Евгеньевичи — Александр и Артем. Кстати сказать, это богатый род. Поскольку убежден: нищета на самом деле — когда не хватает любви. Выходит, очень богатый…
АКТУАЛЬНО


