USD 63.1697 EUR 70.3395

Какая польза хранить «письма счастья»?

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Татьяны ПОНЕДЕЛЬНИКОВОЙ.



Одни их вскрывают с интересом: «Узнаю точно, сколько за меня работодатель в Пенсионный фонд перечислил». Другие просматривают полученное письмо машинально, считая, что про себя и про пенсионный налог, уплаченный работодателем, не узнают ничего нового. Третьи, отложив письмо, сначала думают: «А что в нем? Нет ли неприятных новостей?» Оттягивают момент вскрытия конверта, чтобы прочесть послание «под настроение». Но есть люди, которые информационные письма Пенсионного фонда получать не желают. Об этом говорят данные отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области.

Как сложилась ситуация с доставкой полутора миллионов этих писем в прошлом году, как можно исправить положение сейчас, почему письма-извещения надо внимательно читать и по возможности хранить, мы попросили рассказать начальника управления организации персонифицированного учета отделения ПФР по Новосибирской области Галину Ивановну ЧЕРЕНКОВУ.

— Для начала скажите, пожалуйста, сформировалось ли у адресатов информационных писем четкое понимание, зачем Пенсионный фонд шлет им свои послания?

— В адрес отделения ПФР поступают письма, идут телефонные звонки с благодарностью, что известили, сколько денег перечислил работодатель на их лицевой счет. Некоторые люди сообщают свои уточненные адреса. Но немало получателей писем задают вопросы: «Что это такое?», «Как я могу воспользоваться этой информацией?». Анализ поступивших к нам обращений показал, что нужно еще раз рассказать о том, что содержится в письмах.

Письма рассылались тем, кто работал в 2004 году и на кого работодатель представил в Пенсионный фонд отчетность о начисленных и уплаченных страховых взносах. В извещении в первой строке указана вся сумма страховых взносов, которая накопилась на лицевом счете к 1 января 2004 года, начиная с января 2002 года. Вторая строка содержит сумму страховых взносов, поступивших в 2004 году. Затем мы смотрим на вторую часть извещения, там указаны все работодатели, от которых на лицевой счет поступили страховые взносы в 2004 году, и суммы, перечисленные за работника — получателя извещения. Дело в том, что многие работали сразу у нескольких работодателей, несколько раз в год меняли место работы. Полученная информация помогает отследить, все ли работодатели подали на нас сведения в Пенсионный фонд, проконтролировать, сполна ли уплачены взносы. Суммы, отраженные на лицевом счете, берутся для назначения пенсии и перерасчета пенсии работающим пенсионерам.

— Как мы сообщали прежде, за прошлый год должно быть доставлено почти полтора миллиона таких писем. Все ли дошли до адресата?

— Так как содержание извещений является конфиденциальной информацией, то письмо должно быть получено лично адресатом. Федеральной почтовой службой было доставлено примерно 1 миллион 400 тысяч заказных писем. А что с остальными? Более 100 тысяч писем возвращено почтовиками в территориальные органы Пенсионного фонда. Из них около 70 тысяч по причине: «адресат выбыл». Более 20 тысяч не нашли адресата потому, что был указан неверный или несуществующий адрес.

— Значит, не дошли почти 100 тысяч писем, причем некоторые люди дали о себе ложные сведения — неверный или несуществующий адрес. Почему они так поступили? Вам известны «типичные» мотивы такого нежелания получать письма из Пенсионного фонда?

— Откуда берутся несуществующие адреса? К сожалению, некоторые люди не хотят сообщать подлинные. Часто это бывает с предпринимателями, у которых есть на это свои мотивы. Иногда человек меняет адрес, но не сообщает об этом своему работодателю. А ведь эти сведения мы получаем от работодателей. Вот сейчас в январе — феврале как раз идет такой процесс. До 1 марта работодатели должны подать индивидуальные сведения. В июле—сентябре пойдут новые информационные письма — за 2005 год.

Чтобы быть уверенными, что информационные письма дойдут до вас, стоит позаботиться об уточнении адреса у своего работодателя. У застрахованных лиц есть право получать информационные письма не по месту жительства и прописки, а по тому адресу, который они выбрали сами, то есть по «адресу информирования». Можно самому прийти в управление Пенсионного фонда по месту жительства и заполнить заявление об уточнении адреса.

— Если человеку не пришло извещение, но он хотел бы его получить, что нужно сделать?

— Письма хранятся у нас положенное время — полгода. Затем они будут уничтожены. Но пока еще есть возможность их получить. Для этого надо обратиться в управление ПФР по месту жительства. Мы разыщем ваше письмо и вручим вам. Заодно уточним адрес, куда в дальнейшем следует направлять информацию.

Хочу напомнить, что с информацией, не урезанной, как в письмах, а более полной, можно ознакомиться раз в год, написав заявление на получение выписки из своего лицевого счета.

— И многие пользуются этим правом?

— Не многие, но пользуются. И все же, надо признать, что по-настоящему использовать информацию из своего лицевого счета мы еще не научились. Можно каждый год контролировать работодателя. Сохранив извещения, можно вычислить свою пенсию. В отличие от нас, например, немцы очень дорожат информационными извещениями. Кстати, работодатели в нашей стране обязаны передавать своим наемным работникам информацию, которую они направляют в Пенсионный фонд на каждого из нас. Но так поступают пока всего 7 — 10 процентов из них... В перспективе информационные письма из Пенсионного фонда должны заканчиваться новой графой, из которой будет ясно, на какую пенсию может рассчитывать адресат. Смысловая нагрузка этих извещений усилится.

На снимке: Галина Ивановна Черенкова.

Комментарии