USD 91.8692 EUR 99.4500
 

И какой же русский не любит быстрой езды...

Н. ГАРАЩУК.



Дороги для такого быстрого разрастающегося количества автомобилей стали неприспособленными, да и улицы оказались узковатыми. Но все это со временем будет постепенно улучшаться. Пример тому в нашей области есть. Закончилось строительство автотрассы «Байкал» с обустройством — кафе, заправочные станции, ремонтные базы, кемпинги и другие удобства.

Строится объездная дорога в северной части города с мостовым переходом через реку Обь. Строятся внутрирайонные дороги. Много делается в Новосибирске по созданию условий для быстрейшего продвижения автомобилей по улицам города. И нет сомнения, что эти вопросы, пусть и не быстро, но будут решены. Жизнь будет ставить другие задачи, но они все же не самые главные в сравнении с безопасностью дорожного движения.

Мрачное впечатление произвело сообщение с президиума госсовета, проведенного недавно президентом нашей страны Владимиром Путиным. Цифры удручающие. За последнее десятилетие ежегодно гибнут в автодорожных авариях 35 тысяч человек и 250 тысяч человек получают травмы. Экономический ущерб от ДТП составляет 3 — 4% ВВП, то есть более 300 млрд рублей в год. Наш консолидированный бюджет Новосибирской области — 44 млрд рублей. Кто гибнет при авариях? Это в основном дети и молодые люди до 40 лет.

Главная причина ДТП — это плохие дороги, плохая подготовка водительских кадров, вседозволенность поведения на дорогах: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, а самая главная — это управление автомобилем в нетрезвом состоянии. На совещании предлагалось за нарушение ПДД по пьянке судить как за умышленное убийство и давать до 15 лет лишения свободы.

Кстати, в странах с более развитым и платным автомобильным движением существуют более строгие меры, чем у нас. Так, в США в некоторых штатах водитель, виновный в ДТП со смертельным исходом, совершивший это преступление в нетрезвом состоянии, карается смертной казнью. В Дании, Швейцарии, Франции за подобное преступление лишают права управлять автомобилем пожизненно.

Мне приходилось бывать в таких странах, как Япония, Франция, Англия, особенно понравилось уважение водителей друг к другу и водителя к пешеходу. Там за рулем нет начальников и простых граждан, там все равны, и для них главное — закон. Даже президента страны за нарушение правил дорожного движения наказывают так же, как и других водителей.

А какая обстановка у нас? Такое впечатление, что мы из каменного века въехали в ХХI век. Никакие увещевательные и воспитательные меры, наверное, не сыграют и не смогут привить уважительное отношение к закону. Слишком далеко зашли. Слишком большой поток автомобилей со всего мира, в основном это подержанный хлам, которым нужно управлять. Качественную планку подготовки водителей снизили настолько, что главное в этой работе — деньги. Есть деньги — плати и получай права.

Нередко родители, купив автомобиль сыну или дочери, дарят ему и права на управление этим автомобилем. Примеров хоть отбавляй. Не хватит никаких газетных полос, чтобы приводить эти примеры.

И чем дороже автомобиль, тем больше считает себя хозяином на дороге водитель. А роль в этом работников безопасности дорожного движения? Им дай бог бы успеть справиться с разбором и регистрацией дорожных происшествий, да и можно ли приставить к каждому потенциальному нарушителю работника милиции? Особенно большую тревогу вызывают участившиеся случаи управления транспортным средством в нетрезвом состоянии. Пьяный за рулем — уже преступник. Но это еще нужно доказать. По этому случаю работники ГИБДД сетуют на то, что судьи лишают водительских прав в соответствии с законом меньше чем наполовину. Но судья — тоже член нашего общества, и он также обеспокоен положением дел с безопасностью движения, но он при рассмотрении дел руководствуется законом. Поэтому и документы нужно составлять на пьяного водителя грамотно.

Из-за опасности дорожного движения с каждым годом у населения нарастает страх за собственную безопасность и жизнь своих детей, которых отправляют в школу. И водят их за руки чуть ли не до совершеннолетия, волнуются за них, пока они не позвонят, добрались ли до школы.

А посмотрите, как ведут себя водители на «Газелях». Складывается такое впечатление, что они одни на дорогах, а в салоне у них нет никого. Совершают такие маневры, что пассажиры находятся в постоянном напряжении. А что делать? Ехать-то надо, хотя и опасно.

Что движет этими водителями? Сделать побольше рейсов, заработать побольше денег. И так везде — деньги, деньги! А человеческая жизнь, знаем, в расчет не принимается.

Что нужно сделать законодателям при пересмотре законов об ужесточении ответственности за нарушение правил дорожного движения? Без таких мер не обойтись. Хотя, ясно, найдутся правдозащитники, которые завопят о том, что нарушаются права автолюбителя.

Никакие жесткие меры нормального человека не унизят, не нарушат его прав. Для всех должен быть один закон. Не нарушай закон — и не будут унижены твои права.

Что я предлагаю и, думаю, что честные люди поддержат мои предложения. Заранее знаю, что универсальной меры нет и быть не может. Только комплекс мер и при государственном руководстве и поддержке населения поможет сделать многое в наведении порядка на дорогах:

1. Ликвидировать все частные компании по подготовке водителей всех категорий. Раньше была государственная программа подготовки водительских кадров, и конкретные люди несли ответственность за качество этой подготовки. Законом определить, что при судебных разбирательствах за некачественную подготовку государственная организация должна нести не только моральную, но и материальную ответственность.

Преподавателям учебных заведений нужно платить такую зарплату, чтобы их никто не мог перекупить, надо сделать их неподкупными.
Это будет гораздо дешевле, чем государство будет тратить деньги на последствия от ДТП, — оплата больничных листов, инвалидности и т. д.

2. При решении вопроса о лишении права управления в нетрезвом состоянии узаконить и конфискацию транспортного средства, которым управлял водитель, в счет частичного погашения тех затрат, которые берет на себя государство.

Ведь был же у нас закон о конфискации транспортного средства, на котором производилось хищение государственного или частного имущества. Федеральным законом № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. конфискация имущества как вид наказания исключена из Уголовного кодекса РФ.

Но конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения остается в Кодексе об административных нарушениях. Может быть, это не то, что надо, но законодатели могут сделать так, чтобы закон работал в интересах общества.

3. Создать единую компьютерную базу данных о тех нарушителях, которые лишены водительских прав, чтобы у нарушителя не было возможности и соблазна получить права в другом регионе или области. При существующих технических возможностях это сделать нетрудно. Ведь если этого не сделать сегодня, то опять деньги будут стоять выше наших законов.

Я понимаю, что это вопрос непростой. Для молодого человека, который поездил год-два на автомобиле и лишился этого удовольствия, это мера будет смерти подобной. Но и общество не может по-другому обойтись с таким членом общества, если он не созрел еще для того, чтобы быть послушным в выполнении тех законов, которые установлены для всех его членов без всякого исключения.