USD 96.0686 EUR 105.1095
 

Звонят — не открывайте

Инна ВОЛОШИНА

С начала года в регионе заведено более семи тысяч уголовных дел по кибермошенничествам

Методы киберпреступников становятся все более изощ­ренными, и, к сожалению, многие наши соотечественники ведутся на провокации, перечисляют им свои сбережения, берут кредиты и предоставляют персональные данные. Но обезопасить себя от виртуальных мошенников все же можно.

На прошлой неделе в разгар рабочего дня у меня зазвонил мобильник. Номер был мне неизвестен, но это меня не удивило: сотрудник редакции — человек публичный, его телефон есть у многих. Звонивший обратился ко мне по имени-отчеству.

Тонкости архивной работы

— Здравствуйте, я сотрудник архива, меня зовут бу-бу-бу, ла-ла-ла, — звук был на грани слышимости. — Мы подготовили ответ на ваш запрос, куда его отправить?

Я автоматически ответила, что на работу. Ну а куда еще?

— Мы не можем отправить письмо к вам на работу, только на домашний адрес или в МФЦ, — настаивал мой визави.

Стоп, а это что-то новенькое. Конечно, журналисту по роду деятельности приходится нередко отправлять запросы в различные инстанции, в том числе и в архивную службу, но ответы всегда направляют на адрес редакции. Причем в подавляющем большинстве случаев в электронном виде: в нашем регионе не первый год действует система электронного документооборота. К тому же я ни разу не слышала, чтобы письма отправляли в МФЦ. С какой, собственно говоря, стати?

— Что-то это очень попахивает мошенничеством. Никаких запросов в архив я не отправляла и никаких ответов оттуда не жду. Всего доброго, — ответила я, повесила трубку и заблокировала номер. После этого мне позвонили еще раза три с разных номеров, которые я отправила в черный список.

Чей Крым, или тепла в хату

Были и другие случаи. Как-то рано утром раздался звонок, причем на городской домашний телефон.

— Мама, я попал в аварию, помоги, — срывающимся голосом прохрипел в трубку неизвестный.

Ну, это даже несерьезно. Неужели еще кто-то ведется на подобный развод?

— Чей Крым, сыночка? — ласково спросила я.

— Мама, ты что, издеваешься? — нервно взвился мой оппонент и бросил трубку.

Жаль. У меня было к нему еще много вопросов.

А недавно неизвестные обратились ко мне в телеграме от имени моей начальницы. С ее канала, естественно. Но я-то точно знаю: если руководителю от меня что-то понадобится, то она просто позвонит, как уже бывало неоднократно на протяжении многих лет. Поэтому я просто пожелала моему собеседнику тепла в хату, и он от меня благополучно отстал. А вот одной из моих коллег повезло меньше — она, закрывшись у соседей в ванной и включив воду, звонила руководству, чтобы ее не смогли вычислить неведомые враги, о кознях которых ее предупредили добрые «сотрудники» правоохранительных органов…

Средняя сумма — 615 тысяч

— За шесть месяцев нынешнего года количество банковских операций, произведенных без согласия клиентов, в России выросло на четыре процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего их было более 550 тысяч, — рассказывает заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Павел Вернер. — Если же говорить о суммах, которые выманили мошенники у наших доверчивых сограждан, то это девять миллиардов рублей, что на 11 процентов выше, чем в 2023 году. Средняя сумма хищения составляет 615 тысяч рублей.

По словам Павла Вернера, количество жертв мошенников, к сожалению, растет. И это несмотря на то, что в нынешнем году вступил в силу федеральный закон, который обязал банки в некоторых случаях полностью компенсировать клиентам понесенный ими ущерб. Деньги вернут, например, если они по недосмотру банка ушли на подозрительные счета или если человек потерял банковскую карту и сообщил об этом. За первое полугодие банки уже отменили около 30 тысяч таких операций на общую сумму четыре триллио­на рублей.

Ущерб превысил миллиард

— Примерно такие же тенденции наблюдаются и у нас в регионе, — отмечает замначальника главного следственного управления ГУ МВД РФ по Новосибирской области Елена Ганжа. — Киберпреступления представляют большую опасность для граждан, поскольку причиняют им значительный материальный ущерб. За восемь месяцев в области было возбуждено более семи тысяч уголовных дел, что на 20 процентов выше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Особенно много случаев мошенничества. За восемь месяцев следственными подразделениями региона расследовано более тысячи таких преступлений, уголовные дела направлены в суд. Рост числа расследованных преступлений составляет 15 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Ущерб от кибермошенничества в Новосибирской области превысил миллиард рублей, 120 миллионов из которых уже возмещено.

По словам временно исполняющего обязанности начальника управления по борьбе с противоправным использованием информационных и коммуникационных технологий ГУ МВД РФ по Новосибирской области Ильи Олькова, схемы мошенничеств хоть и меняются, но незначительно. Преступники представляются сотрудниками Центробанка, правоохранительных органов, портала госуслуг, сотового оператора и так далее и неизменно предлагают человеку спасти его деньги.

Обрадовать или запугать

При этом жертву пытаются либо чем-то обрадовать, либо, наоборот, запугать. Скажем, мнимые «сотрудники» Пенсионного фонда заводят речь об увеличении пенсии за счет якобы неучтенных лет трудового стажа и на этом основании пытаются получить номера ИНН, СНИЛС и другую информацию. Все это делается для того, чтобы получить доступ в личный кабинет на портале госуслуг и овладеть персональными данными жертвы.

— Никогда сотрудники государственных органов, банков или сотовых операторов не будут беспокоиться о ваших средствах, — подчеркивает Илья Ольков. — Поэтому очень важно тщательно перепроверять информацию. Если вам предлагают заняться инвестициями, обещая баснословные прибыли, или, скажем, пытаются через интернет очень дешево продать какие-то товары, не нужно спешить расставаться с деньгами. Правда, маркетплейсы активно борются с этим явлением.

Что особенно печально, нередко кибермошенники пытаются вовлекать в свои грязные делишки детей. Особенно часто такое происходит летом: школьники находятся на каникулах, зачастую предоставлены сами себе и, вместо того чтобы гонять мяч, сутки напролет проводят в телефонах. Преступники этим пользуются.

— Случается, что несовершеннолетних пытаются использовать в качестве дропперов. Дропперы — это помощники аферистов, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, — говорит прокурор отдела по надзору за следствием в органах ГУ МВД России по Новосибирской области Ярослав Злобин. — Дропперы вольно или невольно помогают мошенникам выводить украденные деньги, передавая им для пользования свои банковские реквизиты. Если такой человек действовал в составе преступной группы, преступ­ление определят как тяжкое.

За чужие деньги придётся отвечать

Как мошенники привлекают таких помощников? Как правило, они обращаются к ним в мессенджерах и предлагают за вознаграждение оформить банковскую карту, чтобы потом передать ее преступникам, или зарегистрировать на себя юридическое лицо, или просто передать пакет по указанному адресу. За семь месяцев нынешнего года в регио­не было зафиксировано 417 подобных случаев, 258 из них раскрыто.

— Конечно, дети не несут уголовной ответственности, но есть ответственность гражданская: пострадавший может подать иск о возмещении ущерба, — отмечает Ярослав Злобин. — Если на счет ребенка вдруг поступили деньги, нужно немедленно обратиться в банк и потребовать, чтобы их вернули адресату. Если преступники пытаются запугать вас участием в преступлении, следует поступить так же. Если же оставить деньги себе, то впоследствии придется отвечать.

ВНИМАНИЕ!

Признаки того, что вам звонят мошенники:
 — инициатором разговора являетесь не вы;
 — речь идет о деньгах;
 — на вас оказывают давление;
 — от вас требуют принять решение здесь и сейчас;
 — вам угрожают уголовным преследованием;
 — от вас требуют дополнительную информацию, касающуюся ваших персональных данных.