Экономика просит запуска нацпроекта «Кадры»
Не хочется, ой как не хочется жить в эпоху дилетантов. Жесточайший дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики — проблема, решить которую можно только всем миром. Неслучайно на федеральном уровне уже рассматривается запуск еще одного национального проекта. Он будет как раз про прогнозирование системы рынка труда и целевое обучение, сопряжение профессий и специальной подготовки.
На презентации фестиваля «Система ФЕСТ», который состоялся при поддержке правительства Новосибирской области, снова говорили о проблемах подготовки кадров. Акцент сделали на проектно-строительной отрасли. Ведь чуть ли не в каждом вопросе — почему у нас не двигается та или иная стройка, модернизация инженерных сетей, развитие метро и так далее — на первый план выходит, что нет проектировщиков, нет тех, нет этих. Профессионалов не хватает! Никакие дружественные республики нам с этим не помогут.
Прогнозировать нужно в комплексе по стране
Строительные компании, с которыми мы пообщались еще ранее на форуме вакансий, откровенно говорят: зачем понавыпускали столько менеджеров, кому они нужны? Дайте нам специалистов по строительным направлениям!
В региональном минобразования говорят о необходимости понимания: профессии будут востребованы через четыре-пять лет, а это невозможно без связки с производством, только тогда получится планово формировать контрольные цифры приема в вузах и колледжах. И новый нацпропроект — дай бог, он состоится — будет очень кстати.
— Сейчас Правительство Российской Федерации разрабатывает национальный проект «Кадры», — сообщила, открывая фестиваль в Кольцово, начальник отдела высшей школы и развития педагогических кадров управления молодежной политики министерства образования Новосибирской области Светлана Малина. — И здесь, конечно, ключевую роль играет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Они являются основными держателями этого проекта. Но все министерства — и науки, и высшего образования и просвещения — ключевые партнеры. Недавно состоялось заседание рабочей группы под председательством вице-премьера России Татьяны Голиковой, представляли предварительный проект нового национального проекта, который в том числе предусматривает поддержку молодых специалистов, прогнозирование и целевое обучение.
Вузы перестраиваются: хватит «мягких» практик
Конечно, у нас в регионе хорошо развита — и мы можем гордиться этим — система профподготовки, налажено взаимодействие вузов и колледжей с работодателями, есть система подготовки специалистов на заказ. Наталья Багрова, ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств, уверена, что следует сначала говорить не о проблемах, связанных сегодня с профессией проектировщика, а о задачах и как их решать. Понятно, слово «дефицит», повторенное миллион раз, ничего не изменит.
Так что же делать? Во-первых, обеспечить целевую подготовку — максимально синхронизировать запросы рынка труда с персональными возможностями и ожиданиями выпускников учебных заведений, говорит ректор.
— Это очень важно, чтобы происходило такое совпадение, когда талант, устремление, мотивация соответствуют запросам рынка труда, — поясняет Наталья Багрова. — Если такое случится, то мы считаем, что выполнили свою миссию на 100 процентов. Для этого что мы сегодня делаем? Заключаем соглашение об индустриальном партнерстве с разными профильными серьезными компаниями, которые уже зарекомендовали себя на рынке, имеют хорошую репутацию, добрую волю учить и обеспечивать мягкое вхождение, преинкубацию своих сотрудников, молодых специалистов. Уже со второго курса ребята должны работать по реальным примерам, на реальных технических заданиях наших индустриальных партнеров. Уходят в прошлое так называемые мастер-классы, легкие касания, стажировки, практики и так далее, когда студент приходит на месяц в компанию и ничего не успевает сделать. И, кроме разочарования, это никому ничего не приносит. Мы плотно срастаемся с индустриальными партнерами, запускаем в учебный процесс их технологии.
Подработка со знаком «плюс к диплому — опыт»
Не секрет, что многие студенты стремятся подрабатывать после учебы. Правда, чаще всего совсем не по профилю: бегают по квартирам с рюкзаками-коробками. Останови любого — студент, будущий биотехнолог или конструктор, оператор ЧПУ или даже педагог. Идет ли это на пользу будущему профессионалу и стране в целом?
— Это пресловутая студенческая подработка: раньше разгружали вагоны, работали в ресторанах… Я сегодня поборолась бы за студента. Потому что это, на самом деле, золотой фонд России, — комментирует Наталья Багрова. — Ребята, в которых вкладывают с пяти лет художественные школы — это огромная предпрофессиональная подготовка! Чтобы попасть в творческий вуз и стать архитектором, градостроителем или дизайнером, нужно очень много учиться. И самый боевой их возраст — с 22 до 27 лет — мы просто теряем. Поэтому я считаю, что нужно сегодня сделать акцент на практико-ориентированную подготовку. И как можно быстрее инкорпорировать наших студентов еще на студенческой скамье в отрасль.