USD 97.4402 EUR 105.8415
 

Высший уровень неонатологии

Алёна КОВРОВА
В областном перинатальном центре два реанимобиля, один из которых совершенно новый — его приобрели в начале года.  Фото: Андрей Заржецкий
В областном перинатальном центре два реанимобиля, один из которых совершенно новый — его приобрели в начале года. Фото: Андрей Заржецкий

В областном перинатальном центре спасают малышей размером с ладошку

В Новосибирской области зафиксировали резкое снижение смертности детей до года. Причин у такой положительной динамики несколько. В первую очередь, конечно, возросшее качество помощи и грамотная организация процесса ее оказания, а также техническое оснащение ключевых больниц, обслуживающих будущих мам и малышей.

— В нашей истории такого не было: четыре смерти на 1000 рождений, — подводит итог Татьяна Анохина.

008-08-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Это на 0,3 меньше показателя, который медики называют плановым, то есть до этого уровня рассчитывали снизить смертность за истекший период. Как бы цинично ни звучала сухая статистика, она позволяет оценивать результативность работы. Конечно, спасти медикам хочется каждого малыша.

Как в регионе работает эта система спасения новорожденных? Мы отправились в самый оснащенный и укомплектованный персоналом, открытый более года назад передовой областной перинатальный центр Новосибирска.

Надежда под стеклянным колпаком

В небольшой больничной палате стоят четыре прозрачных бокса, наглухо укрытых расшитыми детскими рисунками накидками. На первый взгляд и не определить, что внутри — жизнь, маленькая и хрупкая, пока еще сильно нуждающаяся в помощи, поддержке и постоянном наблюдении. Мониторы, расположенные рядом, показывают температуру и влажность внутри инкубатора, отражают другие жизненно важные показатели. За прозрачным пластиком, среди вороха чистых пеленок трудно разглядеть малыша весом чуть более 600 грамм. На крошечной голове шапочка, скрывающая глаза, кулачки сжаты. Это мальчик, который появился на свет на 26-й неделе беременности. У него все будет хорошо. Так доктор говорит.

008-08-06_M.jpg

Новорожденные отрезаны от внешнего мира пластиковыми стенами инкубатора. Доступ к малышам имеет только медперсонал, и то на короткое время. Фото: Андрей Заржецкий

В реанимации перинатального центра выхаживали детей и с меньшим весом. Теперь в техническом смысле возможностей стало больше.

Увидеть малыша нам разрешили только при условии облачения в медицинские, похожие на хирургические, с завязками на спине халаты. Также обязали надеть шапочки, маски и бахилы. Все время посещения рядом находились медработники и заведующая отделением реанимации Дина Галиуллина.

Месяцы в инкубаторе

Реанимационное отделение, в котором мы оказались, является частью областного перинатального центра. За год полноценной работы он принял около 600 детей, или 10 процентов от всех рожденных в центре. Часть из них — детки с врожденной инфекцией, передающейся от мамы, часть — с респираторным дистресс-синдромом, но большинство — рожденные раньше времени, пациенты, вес которых не превышает двух килограмм.

Отделение рассчитано на 21 ребенка.

— К нам поступают самые тяжелые категории новорожденных, и мы оказываем весь спектр необходимых медицинских услуг, кроме экстракорпоральной мембранной оксигенации, — рассказывает Дина Галиуллина. — Тут проводится и гипотермия, и высокочастотная ИВЛ, в том числе с ингаляцией оксида азота. Применяются все технологии выхаживания, развивающий уход. Также в нашей собственной операционной оказывается хирургическая помощь детям с врожденными пороками сердца, внутренних органов.

Медицинский пост с медперсоналом расположен в центре отделения, там же и мониторы слежения за маленькими пациентами, палаты которых находятся вокруг. Режим работы круглосуточный. Как отмечает Дина Галиуллина, ее коллеги всегда заняты если не оказанием помощи, лечением или мониторингом ситуации, то заполнением необходимой документации.

008-08-02_M.jpg

Для спасения жизни требуется не только быстрое реагирование, но и необходимые системы жизнеобеспечения. Всем необходимым маленького пациента в автомобиле может обеспечивать на протяжении восьми часов. Фото: Андрей Заржецкий

В коридоре у стены стоят транспортные инкубаторы. Они всегда в состоянии готовности — включены и нагреты. В них новорожденных, если в этом будет необходимость, доставят из родильного зала в отделение.

— В инкубаторе есть дыхательный аппарат, аппарат слежения — монитор витальных функций, на котором видно насыщение крови кислородом, сердечный ритм, артериальное давление, температуру ребенка. Также есть дозирующая аппаратура для введения препаратов, которые порой требуются ребенку сразу после рождения. Тут же запас кислорода. Это станция, которая обеспечивает жизнь, — рассказывает Дина Галиуллина.

Инкубатор для транспортировки немного отличается от тех, в которых новорожденные оказываются после доставки в отделение. В последних малыши проводят от одного до трех месяцев.

В реанимационном отделении областного перинатального центра осуществляется непрерывное лечение, и крайне удобно, что все узкопрофильные специалисты рядом. Такой уровень медицинской помощи считается самым высоким.

Самая низкая смертность в истории

В Новосибирской области полноценная трехуровневая система неонатальной медицинской помощи, созданная в рамках нацпроекта «Здравоохранение», окончательно сформировалась в 2022 году. Тогда в эксплуатацию ввели крупнейший акушерский стационар региона — областной перинатальный центр. Он находится в структуре многопрофильной больницы, объединяющей всех специалистов, которые могут понадобиться в любой момент.

Отметим, что первый уровень — это помощь в родоразрешении здоровым женщинам. Второй — когда женщине и малышу в медучреждении могут оказать экстренную помощь и предоставить реанимацию. В таких медучреждениях больше диагностических возможностей. Третий, самый высокий уровень — это наличие в медучреждении не только реанимации, но и нового современного оборудования, а также узкопрофильных специалистов.

— Областной перинатальный центр — это якорное учреждение третьего уровня, — рассказала заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Татьяна Анохина. — Есть городской перинатальный центр, горбольница № 1, но областной перинатальный центр по своим возможностям и оснащению на самом высоком уровне. В общей сложности после открытия для него было закуплено оборудования более чем на 900 миллионов рублей. Оно позволяет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.

008-08-05_M.jpg

В центре отделения реанимации настоящий «командный пункт», на котором круглосуточно врачи наблюдают за состоянием малышей с маленьким весом. Фото: Андрей Заржецкий

В год перинатальный центр принимает около пяти тысяч беременных женщин. Ребятишек тут появляется на свет, конечно, больше, потому что рождаются и двойни, и тройни. При необходимости в отделения доставляют будущих мам и детей из районов области. Теперь такая опция стала доступнее, так как в начале года центр приобрел новый реанимобиль для эвакуации новорожденных. В нем есть все необходимое оборудование для поддержания жизни малыша в течение восьми часов.

— Было закуплено два реанимобиля. Один из них работает в Новосибирске, осуществляет при необходимости эвакуацию новорожденных детей между учреждениями столицы региона. Автомобиль, который находится в областном перинатальном центре, эвакуирует детей из районов, — рассказала Татьяна Анохина.

Реанимобилей в области теперь пять, и это влияет на качество и скорость работы. Специалисты также отмечают, что, кроме технического переоснащения, продолжают развиваться технологии оказания помощи новорожденным. Они базируются на внедрении новых методов лечения.

— Новые технологии применяются при оказании оперативной помощи, в акушерстве и неонатологии, неонатальной хирургии, — рассказала Татьяна Анохина.

Все меры, принятые для развития этого направления медицины, уже сегодня привели к положительным результатам. В 2023 году в Новосибирской области удалось снизить младенческую смертность до показателей ниже тех, до которых стремились нивелировать цифру.