USD 91.8692 EUR 99.4500
 

Сергей Титков: «Наказы — дело серьёзное»

Инна ВОЛОШИНА
Сергей Титков называет себя сельским депутатом. И это действительно так. Сегодня его избирательный округ расположен на территории трех муниципальных районов — Чистоозёрного, Усть-Таркского и Татарского. Острейшая проблема там, как, впрочем, и во всех отдаленных  районах, — это транспортная доступность. Сергей Николаевич на карте отмечает самые уязвимые участки на своем избирательном округе. Фото: Юлия Назаренко
Сергей Титков называет себя сельским депутатом. И это действительно так. Сегодня его избирательный округ расположен на территории трех муниципальных районов — Чистоозёрного, Усть-Таркского и Татарского. Острейшая проблема там, как, впрочем, и во всех отдаленных районах, — это транспортная доступность. Сергей Николаевич на карте отмечает самые уязвимые участки на своем избирательном округе. Фото: Юлия Назаренко

Говоря об интересе молодёжи к деревенской жизни, её возрождении и развитии сельских территорий, нужно в первую очередь проанализировать: а есть ли там нормальные дороги? Если ни пройти ни проехать — зачем, для кого там всё остальное?

С какими новостями к избирателям в ближайшее время отправляется депутат Сергей Титков? В текущем созыве в его парламентском портфеле наказы жителей трех муниципальных районов — Татарского, Усть-Таркского и Чистоозёрного.

Ежегодно в регионе выделяются огромные средства на исполнение наказов избирателей. Грамотно встроить решение тех или иных задач на округе в действующие госпрограммы, выстроив приоритетность, — задача одна; проконтролировать исполнение наказа — задача вторая, и не последняя. Об особенностях работы с наказами в районах Новосибирской области «Советской Сибири» рассказывает депутат Законодательного собрания региона Сергей Титков, парламентарий, наверное, с самым большим стажем: только в истории Законодательного собрания Сергей Николае­вич представляет сельских избирателей уже пятый созыв подряд. Плюс опыт еще советского периода, когда приходилось до самого верха, в Совмин СССР, доходить, чтобы в Барабинске построили очистные.

А грамотно работать с наказами, подчеркивает депутат, помогает закон, принятый в нашем регионе, — случай в масштабах России почти уникальный.

Искусство выстраивать приоритеты

— Напомню, областной закон о наказах избирателей был принят в 1998 году, — вспоминает Сергей Николаевич. — И скажу откровенно, сделать это было нелегко. Не буду вдаваться в подробности, отмечу только, что прокуратура тогда была против этого законопроекта, мотивируя это тем, что, мол, есть закон об областном бюджете и этого вполне достаточно. Но практика показала, что закон о наказах избирателей работает и, что особенно важно, работает достаточно эффективно. У нас в Заксобрании есть комиссия по наказам, которую возглавляет депутат Дмитрий Козловский, в ее обязанности в числе прочего входит следить, чтобы все поступившие наказы избирателей вошли в реестр. Порой от некоторых людей приходится слышать: что толку ходить на выборы, все равно ничего не изменится. Я в таких случаях всегда говорю: ты дай наказ своему кандидату в депутаты, потом избери его, а затем, спустя некоторое время, можешь требовать отчета. В таком случае отношение к наказам очень серьезное. Депутат чувствует свою ответственность.

При этом, как отмечает парламентарий, абсолютно все наказы при всем желании выполнить невозможно — бюджетные ресурсы не безграничны. И тут очень важно правильно выстроить приоритеты. Скажем, что важнее, строительство Ледового дворца спорта или реконструкция центральной районной больницы? С точки зрения Сергея Титкова, двух мнений тут быть не может — конечно, больница важнее. А Ледовый дворец можно построить и позже. Так, кстати, произошло с бассейном в Здвинске (город входил в избирательный округ Сергея Титкова в минувшем созыве — прим. ред.): с 2009 года спортивный объект был в списке наказов и сейчас уже строится.

Моменты, которые можно изменить

— При этом людям важно, чтобы что-то было сделано конкретно в его деревне, на его улице, — отмечает Сергей Титков. — Помню, лет 15 назад, когда сельскими дорогами в принципе никто не занимался, был у меня наказ по ремонту главной улицы села Кожевниково в Барабинском районе. Сделали, приурочив ремонт к юбилею села, куда меня пригласили. И что же я вижу? Встречает меня местная бабушка в галошах и ругает на все корки — она на соседней улице живет, а там грязь непролазная. И такие моменты тоже надо учитывать. Вот, к примеру, есть депутатский фонд — пять миллионов рублей. Это бюджетные деньги. Дорогу на них, конечно, не построишь, но многие моменты изменить можно, особенно на селе.

Сергей Титков называет себя сельским депутатом. И это действительно так. Сегодня его избирательный округ расположен на территории трех муниципальных районов — Чистоозёрного, Усть-Таркского и Татарского. Острейшая проблема там, как, впрочем, и во всех отдаленных районах, — это транспортная доступность, точнее, ее отсутствие.

— Сегодня этот больной вопрос постепенно решается. Так, например, в нынешнем году нам удалось найти источники финансирования и выделить на ремонт дорог дополнительно 43 миллиона рублей Татарскому району, 13 миллио­нов — Усть-Таркскому и семь миллио­нов — Чистоозёрному району, — подчеркивает парламентарий. — Причем работы на эти деньги уже выполнены, объекты сданы. В самое ближайшее время я поеду на встречу с избирателями, мне есть что им сказать.

Многострадальная трасса

Есть и другие подвижки в данном направлении. Как известно, в регионе имеется автодорога Татарск — Карасук, которая проходит по территории нескольких районов и на которой вообще никогда не было асфальта. Ездить по ней — мучение, но делать это приходится, потому что другой трассы попросту нет. Местные жители постоянно поднимают этот вопрос. Сначала дорогу хотели просто защебенить, но кардинально это проблему не решило бы. Депутаты настояли, чтобы положить там асфальтобетонное покрытие — понятно, что не на всем протяжении, на что потребовалось бы шесть-семь миллиардов, а поэтапно. В нынешнем году первый участок был заасфальтирован, на что из областного бюджета выделили 160 миллионов рублей. Надо же с чего-то начинать.

Еще один важный момент. Взять хотя бы общественный транспорт. Между населенными пунктами, расположенными на территории отдаленных районов, людям надо как-то передвигаться. Сколько раз пытались запустить там автобусы, что ходили бы между селами, — толком так ничего и не получилось. Перевозчики отказываются работать: прибыток небольшой, зато проблем куча. А был бы асфальт — совсем другое дело.

Обновлённая «Ласточка»

Сергей Титков считает, что работу на сельских территориях надо начинать именно с построения дорог. Если есть дорога, значит, в населенном пунк­те можно развивать товарное производство — возможно будет вывезти продукцию. Можно будет строить там фельдшерско-акушерские пунк­ты и вообще развивать инфраструктуру. Но сначала необходима дорога.

— Понимаете, у нас в Новосибирской области более ста населенных пунктов, где проживает менее ста человек. В большинстве из них нет никакого производства, люди просто доживают свой век. Но есть и исключения, — рассказывает парламентарий. — В Здвинском районе, например, есть деревня Щелчиха, там небольшая ферма на 150 коров, люди работают. Но дороги нет, молоковозы вязнут. Руководитель хозяйства говорил мне: если не будет трассы, я просто закрою эту ферму, а коров переведу на центральную усадьбу, поближе к цивилизации. Но ведь тогда и деревни не будет! Сделали мы эту дорогу, там всего-то пять километров. Теперь есть уверенность, что Щелчиха будет жить.

Вообще, вопрос с малыми населенными пунктами очень непростой, с наскока его не решить. Понятно, что в деревне, где проживает 120 человек, нет смысла строить школу или ФАП, да и невозможно это — бюджет не безразмерный. Но можно провести туда дорогу, и тогда в деревню сможет при­ехать автолавка, фельдшер, концертная бригада, детей можно будет во­зить учиться на школьном автобусе. Словом, дорога в сельской глубинке — это жизнь.

— Еще один из наказов моих избирателей — запустить скоростную электричку от Новосибирска до Татарска. В свое время «Ласточка» по этому маршруту ходила, потом его продлили до Омска, потом отменили. И вот с 1 января нынешнего года скоростной электропоезд Новосибирск — Татарск ходит вновь. Здорово, конечно, только из-за лишних остановок время в пути — больше шести часов. Но с нового года это время будет на 40 минут короче, — отмечает Сергей Титков. — И особенно важно, что с 1 января 2024 года проезд на электричках для наших ветеранов будет бесплатным, решение уже принято. Теперь, чтобы добраться до Новосибирска, жителям отдаленных районов достаточно будет купить билет на автобус до ближайшей железнодорожной станции, а там сесть в «Ласточку» и доехать до областного центра. Это гораздо комфорт­нее, чем много часов ехать на автобусе, где даже ноги размять нельзя. Это опять-таки к вопросу транспортной доступности. Всегда чувствуешь удовлетворение, когда видишь реальные результаты своей работы.